Катализаторы для «двигателей будущего» создают в ЮФУ
Ученые химического факультета ЮФУ разработали новый метод производства катализаторов для передовых экологичных двигателей
Ученые химического факультета ЮФУ разработали новый метод производства катализаторов для передовых экологичных двигателей. Предложенная импортозамещающая технология позволяет получать катализаторы, не уступающие зарубежным аналогам и даже превосходящие их по целому ряду характеристик.
Электрокатализаторы – одни из основных компонентов низкотемпературных топливных элементов (НТЭ), широко применяемых в «чистых» транспортных средствах нового поколения. Качество катализатора, прежде всего, определяет мощностные характеристики и срок службы НТЭ.
По словам специалистов, повысить эффективность топливного элемента можно за счет управления микроструктурой электрокатализаторов при их производстве. В одном из последних исследований ученые ЮФУ нашли нужный метод управления микроструктурой катализаторов. Новая технология позволяет варьировать параметры катализатора в зависимости от задач финального устройства. Технология отличается от аналогов простотой, масштабируемостью и отсутствием добавок, загрязняющих окружающую среду, – в своей работе специалисты применяли экологически безопасные жидкофазные методы синтеза.
«Чем лучше электрокатализатор, тем быстрее протекают токообразующие реакции и тем выше мощность конечных устройств. Наши катализаторы ускоряют химические превращения в НТЭ и повышают их устойчивость к загрязнителям, содержащимся в топливе, и к продуктам окисления метанола», – объяснил аспирант кафедры электрохимии ЮФУ Кирилл Паперж.
Производство новых катализаторов на основе предложенной технологии может быть полностью импортонезависимым. При этом стоимость отечественных материалов будет существенно ниже, чем у зарубежных аналогов, а функциональные характеристики значительно выше по ряду параметров.
НТЭ с новыми катализаторами будут востребованы при производстве автомобилей, поездов, кораблей, беспилотных летательных аппаратов, портативных зарядных устройств и других современных экологичных транспортных и энергетических систем.
«Мы синтезировали электрокатализаторы, которые могут применяться в качестве анода в НТЭ, работающих как на метанольном топливе, так и на водородо-воздушных топливных смесях», – рассказал Кирилл Паперж.
Еще одна особенность нового подхода – возможность за один цикл произвести более одного грамма катализатора, тогда когда другие технологии обеспечивают выход продукта в 10 раз меньше, отметили ученые.
«Важной характеристикой катализаторов является площадь электрохимически активной поверхности: чем это значение выше, тем быстрее может протекать токообразующая реакция. У нашего материала площадь активной поверхности больше в два раза, чем у лучшего коммерческого аналога», – отметил ученый.
Результаты исследования опубликованы в научном журнале Catalysts. В настоящий момент исследователи разрабатывают новые способы улучшения микроструктуры каталитических материалов за счет применения ультрафиолетового облучения в процессе синтеза.
Информация и фото предоставлены Центром общественных коммуникаций Южного федерального университета