Lada Vesta c вариатором. Дождались!

Рестайлинговая Веста появилась летом прошлого года и сразу озадачила сочетанием внушительной цены, достойного наполнения и устаревшей силовой установки. Вполне логично заплатить приличную сумму за красивый и современный автомобиль с классным салоном. Но ворочать при этом рычагом механики, пытаясь вручную управлять маломощным мотором — как-то странно. Конечно, это сдерживало продажи — 4 из 5 машин в этом классе продаются с двумя педалями. Словом, нужен был какой-нибудь автомат. И вот спустя полгода появляется долгожданная версия с вариатором и более мощным мотором. Эти агрегаты призваны сделать Весту действительно удобным автомобилем для жизни без каких-либо оговорок. Получилось?

Lada Vesta c вариатором. Дождались!

Рестайлинговая Веста появилась летом прошлого года и сразу озадачила сочетанием внушительной цены, достойного наполнения и устаревшей силовой установки. Вполне логично заплатить приличную сумму за красивый и современный автомобиль с классным салоном. Но ворочать при этом рычагом механики, пытаясь вручную управлять маломощным мотором — как-то странно. Конечно, это сдерживало продажи — 4 из 5 машин в этом классе продаются с двумя педалями. Словом, нужен был какой-нибудь автомат. И вот спустя полгода появляется долгожданная версия с вариатором и более мощным мотором. Эти агрегаты призваны сделать Весту действительно удобным автомобилем для жизни без каких-либо оговорок. Получилось?

Что за вариатор с новым мотором?

Двигатель новый весьма условно — это знакомый 1.8 из 2016 года, но теперь полностью импортозамещённый. А также избавленный от проблем с повышенным расходом масла и встречей поршней с клапанами при обрыве ремня. Мой коллега Ефим Репин рассказывал о новом двигателе во всех подробностях в этом материале. На отдачу «лошадей» и «ньютонов» апргейд двигателя не повлиял: это по-прежнему 122 л.с. и 170 Н∙м.

На данный момент этот мотор устанавливается только на двухпедальные Весты. Для стыковки с автоматической трансмиссией двигатель был не только модернизирован, но и адаптирован: на блоке появились новые точки крепления узлов, маховик заменён на приводной диск, изменён масляный картер, разработан новый контроллер с программой управления — всего более 100 новых компонентов.

Lada

Но самое интересное — вариатор, происхождение которого АвтоВАЗ предпочитает не раскрывать, ограничиваясь упоминанием некоего «восточного партнёра». В отличие от предыдущей попытки установить бесступенчатую коробку на Весту, на сей раз партнёр находится не так далеко на востоке, как поставщик прежнего вариатора — компания Jatco. Выбранный инженерами Лады агрегат имеет ограничение по крутящему моменту в 180 Н∙м, диапазон передаточных отношений 0,718–6,38 и 7 виртуальных передач с возможностью ручного управления посредством селектора.

Lada

В конструкции применён стальной ремень с лазерной обработкой кромок звеньев и гидротрансформатор, блокирующийся уже на небольшой скорости. Замена масла (объём 7,2 литра) по регламенту техобслуживания необходима всего один раз — на пробеге 30 тысяч километров. Предусмотрена функция защиты от перегрева, реализованная посредством вывода предупреждения на приборную панель и ступенчатого снижения мощности двигателя. К слову, попытки в процессе тест-драйва намеренно перегреть вариатор результатов не принесли.

Как всё это работает?

Vesta легко и уверенно трогается с места при отпускании левой педали и корректно реагирует на добавление тяги правой — старт происходит ровно так, как того ожидаешь. Независимо от заданной водителем интенсивности разгона, отсутствует свойственная многим вариаторам «резиновость». Двигатель хорошо откликается на изменение подачи тяги и не зависает на одной ноте при ускорении «в пол».

Lada

Вариатор так играет оборотами, чтобы держать мотор в диапазоне наибольшей тяги, а водителю давать привычные по классическим автоматам ощущения — небольшие комфортные толчки и меняющуюся тональность звучания двигателя. Настройки отклика педали газа и логики изменения передаточного отношения трансмиссии фиксированные и ближе к спортивным. Некоторым водителям, возможно, захочется иметь возможность выбрать более флегматичный профиль работы силового агрегата, но набор режимов работы силовой установки в Весте пока не реализован.

Lada
Lada
Lada

В отличие от набора скорости, при её снижении скорости вариатор работает уже не так гладко: во-первых, трансмиссия зачастую без надобности тормозит двигателем. В частности, при плавном замедлении до полной остановки водитель сталкивается с рывками, вызываемыми заблокированным даже на совсем небольшой скорости гидротрансформатором. Эта блокировка мешает и точности дозирования усилия.

Из-за неё приходится приотпускать и дожимать педаль, чтобы правильно сложить своё тормозное усилие с развиваемым двигателем и остановиться аккурат в задуманной точке. Но перечисленное справедливо только для городских скоростей, а замедление с высокой скорости проблем не вызывает. При активной езде вполне разумно задействовать ручной режим со «спортивной» схемой управления — где для понижения «передачи» нужно толкнуть рычаг по ходу движения.

Lada

Довелось столкнуться и с глюками новой трансмиссии: например, вариатор пару раз заглушил двигатель во время замедления до полной остановки — во избежание таких случаев коробке требуется финишная полировка программы управления. А отсутствие системы стабилизации не позволило реализовать защиту от откатывания при старте в подъём: замешкался нажать на газ после переноса ноги с тормоза больше, чем примерно на секунду — и придётся сначала зафиксировать автомобиль тормозом и только потом повторить попытку трогания. Наконец, в одной из тестовых машин вариатор издавал подвывания, которых не наблюдалось ни в одной другой.

Lada
Lada

Очень важно, что переход на автоматическую трансмиссию не сделал Весту медленнее. Пусть мотор 1.8 и не блещет абсолютными цифрами, но в сравнении с 1.6 обладает лучшей мощностью и тягой, а пик крутящего момента достигается на более низких оборотах. Поэтому динамика у механических и автоматических Вест практически одинаковая, а эластичность и плавность управления тягой у двухпедальной версии даже лучше. На такой машине ощущаешь себя увереннее и в суете городского трафика, и во время обгонов на трассе. Динамичным такой автомобиль не назовёшь, но достаточной для уверенного перемещения тягой он обладает.

Lada
Lada
Lada

Ходовая часть существенных изменений не претерпела, и Vesta сохранила всеядное шасси с хорошей управляемостью. Но с некоторыми оговорками: например, подвеска неприятно побулькивает на городских мелких дефектах, хотя к самому демпфированию вопросов нет. Зато как стабильно автомобиль держится за покрытие на крупных дорожных волнах при высокой скорости — нет ни раскачки, ни тряски, поэтому водитель ощущает приятную уверенность.

Но, увы, не абсолютную: подводит рулевое управление, которое после примерно 120 км/ч внезапно теряет точность и чёткий ноль — возвращаться в свою полосу после обгона приходится буквально на ощупь, корректируя по ходу манёвра изначальный импульс руля. Да и на затяжных скоростных дугах реактивное действие на руле также оставляет желать лучшего.

Lada

Возможно, это связано с зимними шинами (впрочем, на тестовых автомобилях стояли породистые Gislaved), поэтому окончательный вердикт отложим до лета. Но даже если не учитывать нюанс с меняющейся с увеличением скорости управляемостью, то трасса — всё равно не стихия этого автомобиля.

Мощности маловато, шума в салоне многовато (как от цепляющегося за кузов воздуха, так и от басящего при оборотах выше 3000 мотора), реакция на колейность неприятная, да ещё и страховка в виде системы стабилизации пока не предусмотрена. Зато есть достаточно комфортные с точки зрения расхода топлива обороты (3000 при 130 км/ч), а также круиз-контроль и ограничитель скорости.

Lada

Общее впечатление от Весты NG

Впервые я поездил на обновлённом флагмане Лады ещё осенью. То был универсал SW Cross в максимальной комплектации, и он поразил меня своим интерьером. Во-первых, это красиво и дорого выглядит (правда, пахнет дёшево): чёрный потолок (где вы ещё такое видели в этом классе?), симпатичные планки с имитацией текстуры брашированной меди, очешник с внутренней обивкой и плавным микролифтом, мягкий материал передней панели, нарядная двухцветная комбинированная обивка сидений.

Lada
Lada
Lada
Lada
Lada

Оборудование впечатляет не меньше: чего только стоит самая удобная в классе (и во многом даже за его пределами) цифровая приборная панель. Информация отлично читается, логично организована и гибко настраивается — чем очень напоминает Volkswagen и Audi. Да ещё и картинка шикарного качества и дизайна. Плюс уникальная фича: вывод прямо на приборку навигации Яндекса! Ни один «карплей» не способен на это. Вот только непонятно, зачем панель расположили под наклоном от водителя — это выглядит несколько странно.

Lada

Вертикальный центральный планшет напоминает уже о Volvo: похожий минималистичный дизайн, тёмная гамма цветов интерфейса, не слишком очевидное разграничение блоков информации и виджетов, аналогичные «шторки» и иконки быстрого доступа. Получилось не идеально, но удобнее и аккуратнее чем у большинства китайских и корейских моделей, не говоря уже о японских. Подробное описание возможностей читайте в материале Ефима Репина. А я подчеркну две особенности.

Во-первых, здесь очень классная «музыка». Поставщик — компания Arkamys, которая делала акустику для Renault. Эти 8 динамиков точно лучшие в этом классе и легко переиграют многие модели вдвое дороже Весты. Столь мощный, яркий, стабильный во всём диапазоне громкости звук просто не ожидаешь услышать в автомобиле этого класса! И уж тем более в Ладе, которая никогда не блистала подобным.

Lada
Lada
Lada

Второе откровение: Алиса от Яндекса встроена в систему так органично, что оказалась куда полезнее «родных» голосовых помощников — хоть в Geely, хоть в BMW. И пусть она не умеет регулировать климат и закрывать люк (которого в Весте и нет), но в рамках мультимедийных задач искусственный разум великолепен.

Управление навигацией и музыкальным контентом становится столь простым, что можно перестать брать в руки смартфон и вообще не прикасаться к экрану системы. Тем более, что последний охотно накапливает отпечатки и пыль. Да и вообще, на мой вкус, не слишком удачно вписан в интерьер — в том же «дорестайлинге» дисплей хоть и меньше, но выглядел органичнее.

Lada

Но есть в салоне проблемы и посерьёзнее. Во-первых, отсутствие климат-контроля с авторежимом — хочешь не хочешь, а подкручивать микроклимат всё же приходится. Но зато в сравнении с осенней машиной стали комфортнее усилия на крутилках управления обдувом. И есть умный режим работы кондиционера после выключения двигателя. Ещё одно микроулучшение — рычажок регулировки громкости на руле больше не болтается, как в тех же более ранних Вестах NG.

Lada
Lada
Lada
Lada
Lada

Не идеальны сиденья: немного не хватает боковой поддержки и общего комфорта в долгой дороге. Зато с переходом на две педали ушла проблема с посадкой, когда было не слишком удобно размахивать конечностями для переключения передач. Озадачивает изображение камеры: на фоне любого из конкурентов пиксельная каша выглядит как какая-то шутка. Наконец, в тестовых машинах почему-то коврики скользили по полу.

Lada
Lada
Lada
Lada
Lada
Lada
Lada
Lada
Lada

Топ за свои деньги?

Очень хочется сказать, что да. Ведь все без исключения конкуренты дороже, но далеко не все так хорошо оснащены и сбалансированы. Про сравнение комплектаций и потребительских качеств можно написать целое отдельное исследование, но Lada одновременно дешевле и лучше по ключевым параметрам, чем китайские модели такого же класса.

Её сильные стороны — это удачный дизайн, хорошее шасси, отличная мультимедийная часть, а теперь и неплохой в целом дуэт двигателя с вариатором. Радует и разнообразие кузовов: чего стоит только уникальный кросс-седан или универсал, большой и здорово организованный багажник которого даст фору любому кроссоверу.

Lada

Да и доплата за Весту с вариатором и 1.8 относительно аналогичной с механикой и 1.6 — всего 75 тысяч рублей. Чего же тут думать — надо брать! Но вот парадокс: покупать этот автомобиль в таком виде, в каком он существует сейчас, кажется спорным решением. На то есть две причины. Во-первых, лёгкая недоделанность, недополированность в многочисленных мелочах. Глючит датчик топлива и другая электрика, гремит подвеска, эти странности с управляемостью, неидеальные настройки вариатора, глохнущий двигатель. Всё это должны допилить, но не прямо сейчас.

А второй важный момент — это отсутствие системы стабилизации. И дело даже не в откатывании назад без системы удержания при старте в гору. Просто приобретая современный и хорошо укомплектованный автомобиль за 2 миллиона рублей, покупатель вправе рассчитывать на наличие у него всех важных опций, которые в индустрии являются стандартом и присутствуют по умолчанию. И поэтому даже не держать в голове факт отсутствия в автомобиле такой важной для безопасности вещи, как система стабилизации. В критической дорожной ситуации это может сыграть нехорошую шутку.

Lada

В следующем году Весте исполнится 10 лет. Но после производственной комы 2022 года и состоявшегося в 2023 году перезапуска в сочетании с обновлением она остаётся более чем актуальной. Потому что шасси изначально отличное, а рестайлинг сделан качественно, особенно в интерьере. «Новый старый» 1.8, конечно, на грани — хочется иметь возможность купить двухпедальную Весту с лучшей динамикой. Но даже с таким мотором это хорошо сбалансированный автомобиль, которым хочется обладать больше, чем конкурентами. Будет идеальным, когда его доведут до ума с учётом всего вышесказанного. /m

В январе я в очередной раз убедился в высоком качестве шасси Весты, поучаствовав в Кубке журналистов на организованных отделением Lada Sport ROSNEFT параллельных ледовых гонках
Lada
Они проводятся на той же технике и на той же трассе в Сосновке, что и Гонка чемпионов для автоспортивной элиты страны
Lada
В распоряжении участников инвентарь, который описывается такой формулой: боевой 4,5-мм шип (в этом году НИИШП вместо Pirelli), 170-сильный форсированный атмосферник, кулачковая поисковая коробка и керамическое сцепление
Lada
Справиться с этим в условиях «альтернативной физики», когда переднеприводная машина едет совсем не так, как ты привык, непросто. Приходится ломать рефлексы, в чём поначалу здорово помогают команды штурмана
Lada
Сидящими справа помощниками выступают заводские пилоты команды Lada Sport ROSNEFT — все очень быстрые парни, но подход к инструктажу у каждого свой. Важна «гоночная химия» в конкретной паре пилот-штурман
Lada
У меня в этот раз не сложилось ни с этим, ни с жеребьёвкой автомобилей, дорожек (внутренняя и внешняя не полностью равнозначны) и сеткой соперников. При прочих равных в Сосновке многое решает удача, и здесь она была не на моей стороне, поэтому результат оказался хуже, чем даже в прошлом, дебютном году
Lada
В дополнение ко всему невезению и совершённым на трассе ошибкам я получил ещё и новый неприятный опыт — ударил машину. Под мостом не успел вовремя распрямить руль, и поймавшую зацеп машину с повёрнутыми колёсами кинуло в бетонную стену тоннеля. Гулкий удар, переглядываемся с ассистирующим мне Володей Шешениным, пробуем продолжить движение.
Lada
На удивление, из потерь были только левое крыло с фарой и бампером и итоговый результат заезда — подвеска почти не пострадала и позволила без проблем «довезти круг» до финиша с полным сохранением управляемости!
Lada
Было стыдно и обидно по-разному наошибаться в заездах, не оправдать надежд и переживаний учителей-штурманов и проехать хуже, чем я сам год назад. Но Сосновка благоволит только опытным или действительно талантливым гонщикам. Вторым не обладаю, а за первым буду рад вернуться в следующем году
Lada
В этот раз лучшими оказались Владимир Мельников (одноимённый Youtube-канал и Авторевю), Вадим Гагарин (Auto Mail.Ru) и Юрий Урюков (Auto.ru)
Lada
МашинаLada Vesta SW Cross 1.8 AT
НравитсяИнтерьер, багажник, мультимедиа, подвеска, связка мотор-вариатор
Не нравитсяОтсутствие системы стабилизации и климата, многочисленные мелкие недоделки
ВердиктПотенциал стать почти безупречным лидером класса
Двигатель1774 см³, бензиновый L4, 122 л.с., 170 Н∙м
Трансмиссиявариатор
Цифры12,7 с; 174 км/ч
Вес1275

Подробные технические характеристики

Lada Vesta SW Cross 1.8 AT
Тип двигателя бензиновый L4
Рабочий объем, см³ 1774
Макс. мощность, л.с. /об/мин 122/5900
Макс. момент, Нм/об/мин 170/3700
Тип привода передний
Коробка передач бесступенчатая
Передняя подвеска пружинная McPherson
Задняя подвеска пружинная, скручивающаяся балка
Габариты (ДхШхВ), мм 4445×1785×1522
Колесная база, мм 2635
Снаряженная масса, кг 1275
Объем багажника, л 480
Разгон 0–100 км/ч, с 12,7
Макс. скорость, км/ч 174
Расход топлива (комб.), л/100 км 7,7
Объем топливного бака, л 55
Цена, руб. от 1 940 900

https://quto.ru/lada/vesta/if/sedan4d