Маршруты особой важности: история спецсвязи

До 21 апреля в зале сменных экспозиций Музея Гаража особого назначения ФСО России проходит выставка под названием «Маршруты особой важности. К 85-летию Спецсвязи». Организаторы задумали рассказать о развитии Службы специальной связи через исторические и современные автомобили. Такие, как редчайшие ГАЗ-4, ГАЗ-415, ГАЗ-М1 и другие. А еще здесь установили стрелковый тренажер и стенд, позволяющий написать зашифрованное письмо. Посмотрите на уникальные экземпляры необычной выставки в нашей фотогалерее.

Маршруты особой важности: история спецсвязи
Спецсвязь существовала в государстве во все времена: на нее была возложена задача по доставке документов высших должностных лиц, органов власти и управления. Из древних летописей известно о существовании в княжеских дружинах профессиональных гонцов.
Светлана Парфенова
А императором Павлом I была учреждена особая фельдъегерская связь, выделенная в самостоятельную структуру — Фельдъегерский корпус. До появления автомобилей, мотоциклов и аэропланов самым быстрым способом доставки срочного донесения был конный курьер.
Светлана Парфенова
С 1903 года Фельдъегерский корпус начал активно осваивать автомобильный транспорт. С ноября 1909 года служебная документация по столице и ее пригородам стала отправляться «с фельдъегерем на моторе».
Светлана Парфенова
Использовались автомобили Gaggenau, Clement-Bayard, De Dion-Bouton, Laurin & Klement и другие. Автомобилей того периода на выставке не представлено, зато можно посмотреть на ГАЗ-4, ГАЗ-415, ГАЗ-М1, ГАЗ-А и ГАЗ-2402 — некоторые из этих машин довольно редкие.
Светлана Парфенова
ГАЗ-А стал первым советским легковым автомобилем массовой конвейерной сборки.
Светлана Парфенова
ГАЗ-А — это, по сути, лицензионная версия Ford Model A Standard Phaeton в модернизированном варианте 1930–31 модельных годов.
Светлана Парфенова
Автомобиль выпускался с открытым пятиместным 4-дверным кузовом типа фаэтон. При желании можно было поднять брезентовый тент.
Светлана Парфенова
С 1932 по 1936 год было произведено 41917 машин.
Светлана Парфенова
ГАЗ М-1 стал преемником модели ГАЗ-А. Он был создан на базе Ford Model B 40A Fordor Sedan 1934 года, но в процессе адаптации к советским условиям эксплуатации его фактически спроектировали заново.
Светлана Парфенова
Например, в автомобиле были четыре продольные рессоры вместо двух поперечных, полностью переработали и конструкцию рулевого управления.
Светлана Парфенова
С 1936 по 1941 год было выпущено 62888 экземпляров ГАЗ М-1.
Светлана Парфенова
В конце 1933 года на базе стандартного легкового автомобиля ГАЗ-А Горьковский автомобильный завод построил пикап ГАЗ-4. Это был новый тип кузова, который ранее не выпускался в СССР.
Светлана Парфенова
Конструкция с интегрированной грузовой платформой позволяла перевозить 400 кг груза или 6 человек на откидных скамейках, закрепленных вдоль бортов.
Светлана Парфенова
Этот заднеприводный автомобиль оснащался рядным 4-цилиндровым двигателем с чугунным блоком цилиндров объемом 3,28 литра мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин и 3-ступенчатой коробкой передач.
Светлана Парфенова
Автомобили ГАЗ-4 использовались Красной Армией, служили мобильными радиостанциями и, конечно же, активно использовались службами почтовой связи. С 1933 по 1936 год было выпущено 5265 пикапов ГАЗ-4.
Светлана Парфенова
На смену ГАЗ-4 пришел ГАЗ-415. Когда ГАЗ-А был снят с производства, завод стал выпускать легковой ГАЗ М-1. На его основе и был разработан новый пикап.
Светлана Парфенова
ГАЗ-415 получил отдельную от кабины грузовую платформу, которую можно было закрыть брезентовым тентом.
Светлана Парфенова
Этот заднеприводный автомобиль оснащался двигателем мощностью 50 лошадиных сил и 3-ступенчатой коробкой передач. Он мог перевозить до 400 кг груза либо разместить шесть человек на откидных скамейках вдоль борта.
Светлана Парфенова
В общей сложности с 1939 по 1941 год было выпущено 5383 автомобиля ГАЗ-415.
Светлана Парфенова
В 1972 году был запущен выпуск ГАЗ-2402 «Волга» — грузопассажирского универсала, разработанного на базе седана ГАЗ-24.
Светлана Парфенова
Этот семиместный автомобиль при двух пассажирах мог перевозить до 400 кг груза.
Светлана Парфенова
Оснащался двигателем объемом 2,45 литра мощностью 95 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач. С 1972 по 1987 год было выпущено 31 316 экземпляров.
Светлана Парфенова
На фото специальный автомобиль Луидор 2023 года выпуска, оснащенный броневой защитой.
Светлана Парфенова
А это Lada Largus в модификации KS025L 2023 года выпуска.
Светлана Парфенова
Также в рамках экспозиции «Маршруты особой важности» представлены различные исторические предметы, информационные стенды с интересными фактами, стрелковый тренажер и стенд, позволяющий написать зашифрованное письмо.
Светлана Парфенова
Выставка продлится до 21 апреля 2024 года. Проходит она в Москве на ВДНХ в павильоне №53 (Музей Гаража особого назначения).
Светлана Парфенова
Впереди еще много интересных фотографий. Листайте галерею.
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова
Светлана Парфенова

До 21 апреля в зале сменных экспозиций Музея Гаража особого назначения ФСО России проходит выставка под названием «Маршруты особой важности. К 85-летию Спецсвязи». Организаторы задумали рассказать о развитии Службы специальной связи через исторические и современные автомобили. Такие, как редчайшие ГАЗ-4, ГАЗ-415, ГАЗ-М1 и другие. А еще здесь установили стрелковый тренажер и стенд, позволяющий написать зашифрованное письмо. Посмотрите на уникальные экземпляры необычной выставки в нашей фотогалерее.