Почему в школах возникают кланы и иерархия
Группа ученых Стэнфордской высшей педагогической школы выяснила, какие особенности «внутренней политики» школы больше способствуют формированию социальной иерархии и сегрегации.
Группа ученых во главе с Дэниэлом Макферлендом (Daniel McFarland) из Стэнфордской высшей педагогической школы (Stanford Graduate school of education) провела социологическое исследование школьной жизни, и выяснила, что чем больше свободы выбора есть у учеников, и чем слабее акцент на академической составляющей жизни школы, с тем большей вероятностью среди учеников будут возникать группировки и наблюдаться сегрегация. результаты исследования опубликованы в журнале American Sociological Review.
Они проанализировали две обширных базы данных, содержащих сведения о дружеских отношениях на уровне класса и школы, и сделали выводы о том, какие типы школ больше способствуют формированию социальной иерархии и сегрегации, основанной на том или ином принципе (раса, пол, возраст и т.д.). Выводы оказались довольно неожиданными. Оказалось, что чем больше возможностей для выбора занятий или даже мест в классе предоставляет школа, то тем больше шанс, что ученики, выбирая друзей, будут руководствоваться привнесенными извне предпочтениями, формируя таким образом предпосылки для сегрегации части одноклассников. Если же в школе существует жесткая структура, определяющая занятия, то дети чаще оказываются в контакте не с теми, с кем они хотят общаться, а с теми, кого им предлагает школа.
Дэниэл Макфарленд, преподающий в Стэнфордской школе организационный анализ, подчеркнул, что не стал бы торопиться с выводом о необходимости суровой дисциплины и закрытости школ. Из того же исследования видно, например, что в школах, где больший акцент делается на академических занятиях и де учителя активно вовлечены в жизнь школы, ученические группировки возникают реже. Очевидно, позитивное отношение к самому процессу образования в какой-то мере препятствует перенесению из внешнего мира в школу представлений, способствующих сегрегации. В маленьких школах также меньше возможностей для создания группировок, по объективным причинам. С другой стороны, маленькие элитарные школы сами по себе уже являются сегрегированными группами.
Ясно, что исследования следует продолжать. По словам Макферленда, следующей целью ученых будет выяснение вопроса о том, какие социальные объединения и социальные роли лучше готовят подростков к переходу во взрослую жизнь — что будет включать ответ на вопрос, какая именно взрослая жизнь имеется в виду.
Фото превью: ru.123rf.com