Под Стоунхенджем выроют туннель
В него упрячут важную трассу A303, которая сейчас проходит рядом со Стоунхенджем и портит окружающий вид. Правда, многие эксперты всё же недовольны таким решением — одни требуют сделать тоннель вдвое длиннее, а другие не строить его вовсе.
Планы вырыть туннель под Стоунхенджем вызвали раскол среди археологов и защитников древних памятников Великобритании, сообщает газета Guardian. В этот туннель планируется «упрятать» трассу A303, которая сейчас проходит рядом с памятником и портит вид его окрестностей.
Владельцы Стоунхенджа и окружающего его ландшафта — общественная организация «Английское наследие» и Национальный фонд — приветствовали это решение, расценив его как свою историческую победу. В частности, Саймон Турли, исполнительный директор «Английского наследия», назвал туннель «Самой большой единичной инвестицией, когда-либо сделанной правительством в наследие этой страны».
Гендиректор Национального фонда Хелен Гош высказалась в том же ключе: «Важность сделанного правительством заявления нельзя переоценить. После многих фальстартов и трудностей, это первая реальная возможность решить проблему с дорогой, доминирующей в ландшафте Стоунхенджа».
Другие эксперты, впрочем, настроены гораздо более критически. Так, Кейт Филден, археолог и член «Альянса Стоунхенджа», который объединяет крупные британские общественные организации по охране исторического наследия, указывает на то, что длина проектируемого туннеля недостаточна. «Короткий туннель причинит серьёзный вред ландшафту по обеим сторонам от Стоунхенджа, а значит, правительство не выполнит взятых на себя обязательств по охране памятника», — говорит она. «Альянс Стоунхенджа» собирает подписи под петицией с требованием увеличить длину туннеля как минимум вдвое.
Майк Хейворт, директор Совета британских археологов, сетует на то, что археологические работы в районе Стоунхенджа после сооружения туннеля значительно затруднятся. Майк Биркин из «Друзей Земли» критикует британское правительство за то, что оно при составлении проекта не посоветовалось с международными организациями по охране культурных памятников. Ральф Смит, представляющий транспортное направление Кампании по защите сельской Англии, говорит, что ситуация со Стоунхенджем, увы, не уникальна — многие исторические памятники Англии «не могут чувствовать себя защищёнными от бульдозера».
Споры о том, что делать с дорогой A303, не утихают уже около 100 лет. Сейчас, проходя мимо Стоунхенджа, она сужается до двух полос, чтобы минимально портить вид.
Планируемое строительство туннеля — часть большой правительственной программы улучшения дорожной сети Великобритании. Общая стоимость этой программы составляет £15 миллиардов.
В Стоунхендже и его окрестностях постоянно ведутся археологические и другие научные работы. Как уже сообщала «Научная Россия», этим летом под ним произвели «виртуальные раскопки», по результатам которых учёные из Великобритании и Австрии выдвинули несколько новых гипотез об истории создания и назначении знаменитого мегалитического сооружения.
А совсем недавно выяснилось, что Стоунхендж, похоже, имеет тщательно продуманную акустику, которая играла важную роль в совершавшихся в нём ритуалах.
Фото превью: www.theguardian.com