Это не Matiz: откуда вам знаком Fiat Lucciola?
Глаза вас не обманывают! Daewoo Matiz действительно был нарисован в ателье ItalDesign. Вообще-то, в этом нет ничего сенсационного, ведь ещё в 1974 году плодовитый Джорджетто Джуджаро создал прототип Hyundai Pony — первого оригинального автомобиля из Южной Кореи. Концерн Daewoo заказывал дизайн Espero у студии Bertone, Pininfarina отметилась компактвэном Hyundai Matrix — словом, итальянский след в корейском автопроме виден издалека. Но история Матиза достаточно интересна и многогранна, чтобы вы прочитали её, пока один из этих выживших малышей-крепышей везет вам посылку из интернет-магазина.
Глаза вас не обманывают! Daewoo Matiz действительно был нарисован в ателье ItalDesign. Вообще-то, в этом нет ничего сенсационного, ведь ещё в 1974 году плодовитый Джорджетто Джуджаро создал прототип Hyundai Pony — первого оригинального автомобиля из Южной Кореи. Концерн Daewoo заказывал дизайн Espero у студии Bertone, Pininfarina отметилась компактвэном Hyundai Matrix — словом, итальянский след в корейском автопроме виден издалека. Но история Матиза достаточно интересна и многогранна, чтобы вы прочитали её, пока один из этих выживших малышей-крепышей везет вам посылку из интернет-магазина.
«Так это и есть взрослая жизнь?» — наверняка думал Fiat 500. Рожденный в конце пятидесятых, умилительный хэтч влюбил в себя половину Италии и наслаждался прогулками по узким солнечным улочкам Апеннинского полуострова. А потом ему стукнуло 18, родители сказали, что пора менять имидж и браться за ум — и так появился Fiat 126.
Построенный на той же платформе, но плоскобокий, усталый и с мешками поворотников под грустными глазами. Родная аудитория предпочла сделать вид, что такого автомобиля вообще не существует, зато простой и дешевый 126-й полюбился полякам — настолько, что они продержали беднягу на конвейере Fiat Polska аж до конца тысячелетия.
Но уже в 1991 году тот же польский завод начал выпуск модели Cinquecento, ориентированной главным образом на Италию. Современная переднеприводная архитектура, ладный и симпатичный дизайн — машинка вышла вполне удачная, хотя и явно не дотягивала до культового уровня, к которому обязывало название. Ведь cinquecento в переводе с итальянского — это как раз пятьсот.
«А если пофантазировать?», — спросили функционеры ANFIA, итальянской ассоциации автопроизводителей. Как-никак, «пятисотый» — национальная гордость! К Туринскому мотор-шоу 1992 года был приурочен конкурс дизайн-проектов, в котором поучаствовали почти все действующие карроццерии страны — но они тоже не смогли никого удивить.
Четыре из восьми проектов были просто вариациями Cinquecento с другими кузовами. Ещё три обыгрывали модный тренд биодизайна, но больше тянули на реквизит для фантастического фильма, чем на оммаж славному фиатику. И только бюро ItalDesign слепило кое-что заслуживающее внимания.
Слепило буквально: концепт ID Cinquecento был простым пластилиновым макетом. С первого взгляда может быть непонятно, при чем тут Fiat 500, но присмотритесь к характерной поясной линии и сдвижной матерчатой крыше— вот они, фамильные черты! А прогрессивная для начала 90-х однообъемная компоновка воспевала самую главную ценность оригинала — максимальную вместительность при минимальных габаритах.
Публика необычному макету удивилась, но в целом восприняла его благосклонно, и было решено продолжать. К следующему году в ItalDesign подготовили полноценный ходовой прототип по имени Lucciola, то бишь Светлячок — в честь Фиатов с кастомными кузовами, которые в пятидесятых-шестидесятых строило ателье Lombardi. Дизайн практически не изменился, разве что вместо прямоугольных фар появились круглые, как и подобает духовному наследнику «пятисотки».
Но на этом ностальгические отсылки заканчивались — по своей сути концепт был куда больше нео, чем ретро. Судите сами: полностью алюминиевый кузов, салон из материалов вторичной переработки и… гибридная силовая установка, 30 лет назад! Задние колеса вращались индивидуальными электромоторами по 9,5 л.с. каждый, а энергию для них вырабатывал крохотный двухцилиндровый дизелек объемом 0,49 литра и мощностью всего 7,5 лошадок. Да-да, в те времена моторы на тяжелом топливе ещё не попали под гнев экологов и считались спасителями полярных мишек, а не наоборот.
К тому же, заводить тарахтелку было не обязательно: на одном электричестве Lucciola мог проехать полсотни километров, а максимальная скорость, несмотря на скромную мощность, составляла 100 км/ч. Что это, если не идеальный городской автомобильчик? Да ещё и с веселым салоном-трансформером: четыре раздельных кресла можно было разворачивать и даже раскладывать, превращая в импровизированные лежанки. Паркуетесь погожим днем где-нибудь в Тоскане, убираете две секции крыши — и принимаете солнечные ванны. Главное не заработать белую полосу на животе из-за поперечной секции посередине.
Понятно, что прямо в таком виде машина до серии вряд ли дошла бы — логичнее было использовать существующую переднеприводную платформу, да и некоторое упрощение фишечек выглядело неизбежным. Но в остальном — классно же! Веселый, необычный, яркий автомобильчик, который Fiat запросто успел бы довести до ума и выпустить на замену простенькому Cinquecento. Но что-то в сердцах итальянских менеджеров не отозвалось, не срезонировало — и проект лег на полку.
Зато с противоположной стороны континента как раз начиналась движуха: компания Daewoo разорвала партнерство с General Motors и решила пойти своим путем, а проводником был назначен доктор Ульрих Бец — инженерный гуру из Porsche и BMW. Именно он продвинул идею вспомнить опыт Espero и снова пойти за дизайном к итальянцам — только уже не Bertone, а I.DE.A (они рисовали модель Nubira) и ItalDesign.
Надо отдать должное Джорджетто сотоварищи: новый фирменный стиль с плавными обводами и трехсекционной ракушкой решетки радиатора получился оригинальным и запоминающимся. Но объективно ребята из ItalDesign то ли поленились, то ли просто отработали ровно на те деньги, которые им заплатили. Потому что специально для Daewoo был создан ровно один автомобиль — Lanos.
А вот крупный седан Leganza, к примеру, изначально должен был стать… Ягуаром! Ещё в 1990 году итальянцы построили концепт люксового седана Kensington с мотором V12, который должен был прийти на смену XJ и заодно визуально срифмоваться с гиперкаром XJ220 — только посмотрите на этот профиль! Увы, в те времена денег на такие революционные проекты у британцев не нашлось, зато к новому фирменному стилю Daewoo наработки адаптировались легко и успешно.
С Матизом же получилось ещё проще — его сделали, считайте, до кучи. У Daewoo уже была модель Tico, суть слегка модифицированный Suzuki Alto. И когда речь зашла о его наследнике, корейцы спросили: «А нет ли в загашниках ItalDesign чего-нибудь подходящего?». Как вы понимаете, подходящее нашлось — и его даже не стали сильно переделывать. Прибрали игривые штучки-дрючки, добавили пару дверей, водрузили на ту же платформу от Tico/Alto, да отправили в производство.
Бывший модник Fiat Lucciola под названием Daewoo Matiz вышел на рынок в 1998 году. За следующий десяток лет под разными названиями он разошелся тиражом больше 2 миллионов экземпляров, а в Узбекистане его делали аж до 2018-го.
А что же Fiat? Отвергнув проект Lucciola, итальянцы решили поступить консервативно и в 1997-м выпустили модель Seicento — не слишком удачный рестайлинг Cinquecento. Этот хэтч продержался на конвейере до 2010-го, найдя лишь 1,3 миллиона покупателей. Как говорится, счет на табло.
С другой стороны… Амбициозная перезагрузка модельного ряда вскоре привела Daewoo к банкротству, и корейцам пришлось вновь объединяться с GM — где они впоследствии и растворились, лишившись собственной идентичности. А вот Fiat на смену Seicento выпустил перезагруженный 500 в полноценном стиле неоретро — и до сих пор успешно пожинает плоды успеха. Одно можно сказать точно: если бы Lucciola стал Фиатом, на российских дорогах он встречался бы не чаще, чем Seicento. Видели такой когда-нибудь? /m