Старикам и студентам полезно немного ошибаться
Ошибки во время обучения могут развивать память и способствовать запоминанию корректной информации — но только если догадки достаточно близки к правильным.
Группа ученых под руководством Андре-Энн Сир (Andrée-Ann Cyr) на кафедре психологии Университета Торонто провела исследование влияния на память постепенного вспоминания (методом проб и ошибок, так сказать). Оказалось, что предположения, близкие к правильному ответу, могут стать ступенями для извлечения из памяти правильной информации, а затем и ее запоминания. А вот случайные догадки, не основанные на пусть обрывках информации, никакой пользы не приносят. Это наблюдалось как с молодыми, так и с пожилыми людьми. Результаты работы будут опубликованы в Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition.
В исследовании участвовали 65 здоровых молодых людей (средний возраст 22 года) и 64 здоровых пожилых человека (средний возраст 72). Они должны были отгадать слово (напр., rose [роза — Прим. ред.]), зная, что это цветок или то, что оно начинается с букв «ro». Для половины слов, участники получали ответ сразу (напр., «ответ — роза»), а для другой половины, их просили угадать его, (напр., цветок: «это тюльпан?» или ro___ : «это веревка?» [веревка — rope. — Прим. ред.]).
Исследователи хотели узнать, как участники лучше запомнят розы — если они дадут несколько неправильных ответов при угадывании или если сразу получат правильный ответ. Они обнаружили, что запоминание улучшается, только если участникам сообщали общую категорию предмета (напр., цветок), в отличие от попыток угадать слово на основе знания первых его букв. Это верно для молодых и пожилых людей.
Сир и ее коллеги предполагают, что это связано со свойством памяти ориентироваться на концептуальные, а не лексические связи. Например, когда вы думаете о слове «груша», ваш ум, скорее всего, подскажет вам образы других фруктов, а не слов, похожих на слово «груша». Поэтому неправильные ответы ценны только тогда, когда они близки по сути к правильному ответу. «То, что эта закономерность действует и для пожилых людей, показывает, что старение не влияет на то, как мы учимся на ошибках», — говорит Сир.
Эти результаты развивают исследования, проведенные ранее, которые показали, что описанный механизм работает для пожилых людей (см. предыдущую работу, опубликованную в журнале Psychology and Aging в 2012 году). Это особенно важно потому, что в научной литературе традиционно пожилым людям рекомендуется не совершать ошибок. Вероятно, эта информация будет полезна для профессиональных педагогов и врачей, занимающихся когнитивной реабилитацией, в частности, лечением пожилых людей, страдающих расстройствами памяти.
Фото превью: ru.123rf.com