Могли, но не сумели: Mercedes R-Class

Сглаз? Тёмные силы? Череда масштабных неудач концерна DaimlerChrysler в нулевых наводит и на такие мысли. Провальный Maybach, убыточный Smart — и не понятый никем Mercedes R-Класса. В презентациях мерседесовских менеджеров автомобиль казался бестселлером и основателем нового сегмента на стыке нескольких классов. На деле фактические продажи кратно уступали запланированным, а R-Class тихо сгинул, не оставив преемника.

Могли, но не сумели: Mercedes R-Class

Сглаз? Тёмные силы? Череда масштабных неудач концерна DaimlerChrysler в нулевых наводит и на такие мысли. Провальный Maybach, убыточный Smart — и не понятый никем Mercedes R-Класса. В презентациях мерседесовских менеджеров автомобиль казался бестселлером и основателем нового сегмента на стыке нескольких классов. На деле фактические продажи кратно уступали запланированным, а R-Class тихо сгинул, не оставив преемника.

Кто такой?

Только представьте: середина 2000-х, концерн DaimlerChrysler конвульсивно барахтается в пучине кризиса — новые проекты не выстреливают, летят к чертям усилия по выстраиванию альянса с Mitsubishi, родственное отделение Chrysler тянет на дно убытками в полтора миллиарда долларов, а глава всего концерна Юрген Шремп и руководитель Мерседеса Экхард Кордес уходят со своих постов. Вот в такой атмосфере разрабатывался Mercedes R-Класса, дебют которого состоялся на автосалоне в Нью-Йорке весной 2005 года.

«Короткий» R-Class в европейской спецификации не выглядит грузным, хотя его длина превышает 4,9 метра. Видимо, дело в размере колёс — до 21 дюйма

Автомобиль получился таким же странным, как и смутное время, дитём которого он является. Под своей длинной крышей R-Class должен был приютить простор минивэна, проходимость кроссовера, управляемость легковушки, роскошь и комфорт представительского седана. Всесторонний талант! Что здесь может пойти не так? «Уж 50 тысяч покупателей в год мы точно найдём» — подумали тогда в Штутгарте...

Чем хорош?

Универсальностью. Клиенты ощущали её ещё на этапе покупки — модификаций с мощными бензиновыми и дизельными двигателями насчитывалось больше десятка! Экономным европейцам больше подходил трёхлитровый турбодизель V6 в нескольких вариантах форсировки, а живущим на широкую ногу американцам — атмосферные «восьмёрки» вплоть до 510-сильной на версии R 63 AMG. «Эрка» также предлагалась с короткой или длинной базой, задним или полным приводом, а конфигурация салона предполагала пять, шесть или семь посадочных мест.

Длиннобазный R-Class

Второй ряд предлагал поистине царский комфорт, особенно с двумя раздельными креслами. Места для ног было больше, чем в S-Классе! Уюта добавляли подогрев сидений, свой блок управления климат-контролем и развлекательная система с двумя мониторами, наушниками и DVD-проигрывателем. Полноценной была и двухместная галёрка, на которой с удобством размещались не только дети, но и взрослые. Если же целевая аудитория планировала перевезти дизайнерский холодильник Smeg, то багажник R-Класса осилил бы и этот каприз.

И, конечно, Mercedes с пневмоподвеской покорял на ходу. Если клиент не гнался за буклетным образом с большими колёсами, то плавность хода пятидверки стремилась на один уровень с представительскими седанами. Под стать ей были добротная шумоизоляция и автомат, плавно, почти незаметно перебирающий свои семь передач. А вдруг что, можно было съехать с асфальта — сдюжили бы и крепкое шасси соплатформенного Мерседеса ML, и постоянный полный привод, и дорожный просвет, как у Патриота.

Как выглядел?

Концепт-кар Mercedes Vision GST 2002 года был более поджарым, с вытянутой и приплюснутой оконной линией и профилем универсала. Спустя пару лет образ стал менее радикальным, и в производство пошёл одутловатый Mercedes R-Class с невнятной фронтальной оптикой. Приукрасить работу Гордона Вагенера можно было AMG-пакетом — более спортивные на вид бамперы и легкосплавные колёса диаметром 20 или 21 дюйм шли внешности на пользу.

Концепт Vision GST 2002 года был весьма футуристичным...
...а женевский Vision R 2005-го — уже довольно приземленным. Почти серийный автомобиль!
Так выглядел R-Class до рестайлинга в американской спецификации
А это уже обновленный вариант

Гораздо приятнее оказался рестайлинговый R-Class, показанный весной 2010 года на мотор-шоу в Нью-Йорке. Вагенер придал прежнему стилю строгости. Биксеноновые фары, увеличенная решётка радиатора, бамперы, корпуса боковых зеркал заднего вида и патрубки выпускной системы — всё стало угловатым и больше соответствовало динамичным выштамповкам на боковинах. Даже внутренняя конфигурация задних фонарей сменила окружности на прямые линии.

Что о нём говорили?

«Главные козыри Мерседеса R-Класса — комфорт и простор в салоне. И если вы часто отправляетесь в дальние путешествия большой компанией, то к этой машине стоит присмотреться».

Авторевю

«Конечно, это не та машина, в которой есть большой смысл, но чем больше вы ездите на ней, тем больше она вам нравится, особенно в путешествиях на большие расстояния».

Autocar

«Неважная настройка подвески лишает дизельный R-Class того, что должно быть его самым большим достоинством: возможности перемещаться с максимальным комфортом. Второй ряд с удобными ковшеобразными сиденьями и большим пространством для ног прежний, но какой пассажир сможет расслабиться, если езда по плохой дороге сопровождается такими звуками, будто колеса вот-вот отвалятся?»

Car and Driver

«Управляя R-классом, первое, что вы заметите, это отменная плавность хода — идеальное решение для роскошного семейного автомобиля. С этим прекрасно сочетается довольное ленивое, но не дискомфортное рулевое управление и мягкая подача тяги двигателя. Хотя ощущения будут ярче, если раскручивать мотор до высоких оборотов».

Car

Главная фишка?

Гибридная суть модели — «всё в одном». Но она лежит на поверхности, и о ней мы говорим на протяжении всего материала. Поэтому хотелось бы отметить другой момент, который не касается потребительских качеств R-Класса или его техники. Уверен, многие автопроизводители с интересом наблюдали за тем, как чувствует себя на рынке новый Mercedes. Картина оказалась нерадужная, и новинка Мерседеса впоследствии предостерегла прочие компании от подобных экспериментов. R-Class заплатил эту цену за всех.

Автомобилей, как «эрка», ни параллельно с ней, ни после неё не выпускали. Исключение — разве что Chrysler Pacifica, тоже не очень-то успешный. Никто больше не стремился устроить столь насыщенный винегрет из качеств, присущих автомобилям из разных классов. Да, немецкие премиум-бренды не отказались от однообъёмников, но предлагали их либо в формате компактных машин гольф-класса, либо уже в виде миниавтобусов для корпоративного сегмента.

Сколько он стоил?

Одной из проблем R-Класса была его цена. Мало того, что никто не понимал, что это за автомобиль и для кого он создан, так ещё платить надо было, как за полноценный кроссовер или внедорожник дорогого бренда. Тут ещё стоит сказать, что мерседесовцы сами подставили свой полноприводный SUV Tourer — по стоимости он попал аккурат между моделями ML и GL.

Mercedes-Benz R 63 AMG
Mercedes-Benz R 63 AMG

Людям не нужно было объяснять, что они получают, отдавая немалые суммы за ML и GL. Неудивительно, что даже менее просторный и комфортный внедорожник не оставил камня на камне от «эрки». В 2011 году на рынке США R-Класс нашёл всего 2385 покупателей, а ML — 36 835. Даже более дорогой GL закончил тот год с результатом 25 139 машин.

Почему не получилось?

У R-Класса с самого начала всё шло не так. Модель рождалась в муках, а глава Мерседеса Экхард Кордес в какой-то момент и вовсе хотел зарубить проект, но его разработка прошла точку невозврата. Завод в Алабаме должен был делать по 50 тысяч машин, но наиболее успешным для немецкого кентавра оказался 2006-й, когда Штаты и Европа на двоих освоили без малого 30 тысяч экземпляров.

«Эрка» старалась быть всем и сразу, но мастером на все руки не стала. Традиционные минивэны были просторнее и доступнее, легковые универсалы приятнее управлялись, полноценные кроссоверы и внедорожники увереннее чувствовали себя вне асфальта, а представительские седаны превосходили «эрку» по комфорту и статусу. И ведь не скажешь, что R-Class просто опередил время и выйди он сегодня, его ждал бы успех. Те же GLE и GLS его и «съели» бы.

Станет ли классикой?

Классикой однообъёмный Mercedes можно назвать только в компоновочном плане — установленный спереди продольно двигатель, задний привод. Чем не классика! А единственный аукцион, где можно сегодня встретить R-Class, это аукцион битых автомобилей.

Зато он выглядит неплохой покупкой на вторичном рынке. Автомобиля много, оснащение богатое, цены небольшие, а по состоянию семейный R-Class чаще всего предпочтительней вседорожников Mercedes ML и GL. А версия R 63 AMG сделает из вас большого оригинала и ценителя: такие машины выпускали только в 2007 году, а тираж составил 200 машин. /m

P.S. Это очередной материал цикла «Могли, но не сумели», посвященного не слишком успешным, но несомненно интересным автомобилям. История пишется не только бестселлерами, но и смелыми экспериментами, которые порой заканчиваются провалом. Мы отдаем дань уважения таким машинам и не хотим их забывать.