Тот, кого нельзя называть: как собирают кроссоверы Xcite на бывшем заводе Nissan

В истории завода, который еще в 2009 году построил в Санкт-Петербурге Nissan, начался новый этап: теперь там крупноузловым методом собирают кроссоверы новой российской марки Xcite. Предприятие работает под незатейливым названием «Автозавод Санкт-Петербург», а на самом здании и вовсе нет никакой вывески — старую с упоминанием ушедшего из России Nissan демонтировали, а новую не повесили. Как и в случае с другими автозаводами, с перезапуском этой площадки помогли китайцы, однако из-за страха перед санкциями название нового индустриального партнера не произносят. Рассказываем и показываем, что происходит на заводе сейчас, спустя 15 лет после того, как с конвейера сошел самый первый автомобиль.

Тот, кого нельзя называть: как собирают кроссоверы Xcite на бывшем заводе Nissan
«Автозавод Санкт-Петербург», он же «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» в прошлом, — это предприятие полного цикла с цехами сборки, сварки и окраски, которое может выпускать автомобили C-, D- E-классов, а также SUV (кроссоверы и внедорожники). Проектная мощность завода составляет 100 тысяч машин в год, но сейчас он работает лишь в четверть силы и выпускает всего одну модель — кроссовер C-класса Xcite X-Cross 7. Кузова для нее и запечатлены на фотографии.
Xcite
Для возобновления работы после ухода Nissan из России новое руководство площадки заручилось поддержкой «восточноазиатского» (а именно китайского) партнера. Его название представители «Автозавода Санкт-Петербург» и марки Xcite предпочитают вслух не произносить, но одного взгляда на X-Cross 7 достаточно, чтобы понять, какая китайская компания выступает партнером площадки и что это была за модель до смены шильдиков. Такой вот «тот, кого нельзя называть» или «вы сами знаете кто», кому как больше нравится.
Xcite
Комплектующие для машин привозят из Китая. В КНР варят и красят кузова и производят узлы и агрегаты, но в готовую машину их не собирают, прежде чем разобрать и отправить в Россию (как, например, было у «Москвича» и JAC). В Петербург всё приезжает в контейнерах по частям: двигатель отдельно, кузов отдельно, ходовая и прочие детали отдельно.
Xcite
Получается, что некоторые цеха петербургского завода сейчас не задействованы в производственном процессе, так как буквально всё, что нужно сделать — это установить двигатель, ходовую, залить жидкости, сделать антикоррозийную обработку и проверить готовый автомобиль на линии контроля. Так что никаких зрелищных искр, роботов и «купаний» кузовов в ванне.
Xcite
Самый, пожалуй, интересный этап сборки — это так называемая «свадьба». Кузова двигаются по линии, и два оператора устанавливают элементы подвески, причем делать они должны это синхронно.
Мотор.ру
Еще стоит упомянуть самоходные тележки EVA, которые достались по наследству от Nissan. Их на предприятии насчитывается 120 штук, и каждая пронумерована.
Xcite
Первая и на данный момент единственная модель, которую производит «Автозавод Санкт-Петербург», — это Xcite X-Cross 7. Кроссовер длиной 4,5 метра со 190-миллиметровым дорожным просветом комплектуется бензиновым турбомотором объемом 1,5 литра, который развивает 147 лошадиных сил и работает в связке с вариатором. Привод у «семерки» исключительно передний.
Xcite
Сборку кроссоверов Xcite X-Cross 7 запустили весной 2024 года, а в продажу модель поступила в конце мая. К середине июня с конвейера сошло около 10 тысяч машин, а продажи составили несколько сотен экземпляров. По состоянию на середину июня X-Cross 7 стоит от 2 499 000 рублей.
Xcite
В дальнейшем запланировано расширение модельного ряда. Уже осенью этого года на конвейер встанет кроссовер чуть покрупнее, который будет полноприводным. Соответствующие договоренности у петербургского завода и его индустриального партнера уже имеются. Можно предположить, что, следуя логике наименований, вторая модель получит название Xcite X-Cross 8. Несложно догадаться, какой кроссовер партнера будет взят за основу.
Xcite

В истории завода, который еще в 2009 году построил в Санкт-Петербурге Nissan, начался новый этап: теперь там крупноузловым методом собирают кроссоверы новой российской марки Xcite. Предприятие работает под незатейливым названием «Автозавод Санкт-Петербург», а на самом здании и вовсе нет никакой вывески — старую с упоминанием ушедшего из России Nissan демонтировали, а новую не повесили. Как и в случае с другими автозаводами, с перезапуском этой площадки помогли китайцы, однако из-за страха перед санкциями название нового индустриального партнера не произносят. Рассказываем и показываем, что происходит на заводе сейчас, спустя 15 лет после того, как с конвейера сошел самый первый автомобиль.