Пра-пра-формула: спорткар, вдохновленный авиацией, летел впереди времени
9 сентября 1923 года на старт Гран-при Монцы вышли три автомобиля Benz RH-2 — ещё без трехлучевых звезд и слов Daimler или Mercedes в названии. Выступили, мягко говоря, скромно: один экипаж сошел, лучший финишировал четвертым, а еще один занял последнее пятое место, но был исключен из зачета за слишком большое отставание. И всё же организаторы наградили Benz специальным трофеем за выдающийся инжиниринг — как показала история, этот приз оказался куда более важным.
![Пра-пра-формула: спорткар, вдохновленный авиацией, летел впереди времени](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_750x_655852f81eb20.jpg)
9 сентября 1923 года на старт Гран-при Монцы вышли три автомобиля Benz RH-2 — ещё без трехлучевых звезд и слов Daimler или Mercedes в названии. Выступили, мягко говоря, скромно: один экипаж сошел, лучший финишировал четвертым, а еще один занял последнее пятое место, но был исключен из зачета за слишком большое отставание. И всё же организаторы наградили Benz специальным трофеем за выдающийся инжиниринг — как показала история, этот приз оказался куда более важным.
Объективно говоря, на победу надеяться не было смысла. Двухлитровые атмосферные «шестерки» Benz имели весьма прогрессивную конструкцию: два верхних распредвала, четыре клапана на цилиндр, два карбюратора Zenith. Но итоговые 90 лошадиных сил не шли ни в какое сравнение с 1,5-литровыми Фиатами, оснащенными приводными нагнетателями — итальянские монстры развивали под 150 сил и уже тогда, сто лет назад, разгонялись до 220 км/ч! Потолок для Benz составлял примерно 185 км/ч — и то благодаря диковинному аэродинамичному кузову, за который машину прозвали Tropfenwagen, то есть автомобиль-капля.
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852e263970.jpg)
Mercedes-Benz Classic
Эта форма была абсолютной революцией для автоспорта: ничего подобного гоночные трассы раньше не видели. Но ещё важнее, что Benz RH-2 имел среднемоторную компоновку с продольным расположением двигателя и даже независимую подвеску задних ведущих колес, то есть был построен по тем же принципам, что используются и в наши дни! Несмотря на дефицит мощности, гонщики отмечали феноменальную управляемость и устойчивость на высоких скоростях — и теперь вас не должно удивлять, почему устроители Гран-при расщедрились на отдельную награду для конструкторов Benz. Хотя чествовать, вообще-то, надо было не совсем их.
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852e358eaa.jpg)
Mercedes-Benz Classic
Сегодня имя Эдмунда Румплера почти забыто — во многом стараниями нацистов. Австриец еврейского происхождения попал в тюрьму в 1933 году, почти сразу после прихода Гитлера к власти — и, хотя был вскоре отпущен, скончался в 1940-м при невыясненных обстоятельствах, а большинство записей о нем было уничтожено. Несмотря на огромные заслуги.
Выпускник Венского технологического университета по специальности «машиностроение», Румплер успел поработать в молодой фирме Daimler, в возрасте 30 лет стал главным инженером Adler, а затем вдохновился изобретениями братьев Райт и в 1909-м основал первую в Германии авиастроительную компанию. Моноплан Taube («голубь»), изготовленный по лицензии конструктора Иго Этриха, быстро стал главным немецким самолетом — и заодно первым в истории бомбардировщиком. По итогам Первой мировой Германия получила запрет на авиационную деятельность, так что Румплер вернулся к автомобилям — но забывать о магии воздуха уже не мог и не хотел.
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852e429e0e.jpg)
Deutsches Bundesarchiv/Wikimedia Commons
Заметим, что эксперименты с аэродинамичными машинами были и раньше. Так, ещё в 1899 году конструктор Камиль Женатци построил электрический (!) автомобиль La Jamais Contente («вечно недовольная») и первым в мире пробил рубеж в 100 км/ч — не без помощи торпедообразной формы кузова. А ещё можно вспомнить итальянскую ALFA (пока что не Romeo) модели 40/60 HP, для которой в ателье Castagna по заказу графа Рикотти изготовили удивительный однообъемный кузов в виде капли. Но всё это были больше импровизации, чем наука.
public domain
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852e5287da.jpg)
[Traumautoarchiv.de](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Alfa_40-60_HP_Aerodinamica.jpg)/Wikimedia Commons
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852e626bc7.jpg)
А вот Румплер подошел к делу основательно: формы своего будущего детища Rumpler Tropfenwagen он задавал в настоящей трубе Института аэродинамических исследований Гёттингена! Делайте ставки, насколько обтекаемой может быть машина столетней давности? В 1979 году специалисты Volkswagen продули один из сохранившихся образцов и обомлели: коэффициент лобового сопротивления составил всего 0,28! Даже сегодня далеко не каждый серийный автомобиль может похвастать таким результатом.
[Mike Peel](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:German_Museum_of_Technology,_Berlin_2017_290.jpg)/Wikimedia Commons
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852e71562b.jpg)
[Mattes](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rumpler-Tropfenwagen_-_rechte_T%C3%BCr_-_Verkehrszentrum.JPG)/Wikimedia Commons
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852e7f172b.jpg)
[Amargeddon6](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rumpler-Tropfenwagen.JPG)/Wikimedia Commons
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852e8d435a.jpg)
Аэродинамике в машине Румплера было подчинено абсолютно всё. Спереди — единственное место для водителя по центру, чтобы сделать вертикальную проекцию кузова каплевидной. Вместо двух параллельных лонжеронов, как у всех — дуги, повторяющие форму кузовных панелей. Остекление — сложнейшее, дорогущее по тем временам панорамное, с изогнутыми окнами даже по бокам. Днище сделано абсолютно плоским, и даже брызговики напоминают самолетные крылья. Отсюда же произрастает и компоновка.
McLaren
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852e9ad9b1.jpg)
McLaren
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852ea7dee5.jpg)
McLaren
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852eb4127f.jpg)
McLaren
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852ec0f844.jpg)
McLaren
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852ecdcde4.jpg)
Не то чтобы она была экзотической для автопрома начала прошлого века — наоборот, самые первые автомобили каретного типа как раз были среднемоторными, ведь так куда проще тянуть ременной или цепной привод к ведущей оси. Но с ростом литража и числа цилиндров двигатели переехали вперед, чтобы не мешать пассажирам и их багажу — да и радиаторы при таком расположении обдувались куда эффективнее. Только вот всё это сильно мешало рассекать атмосферу.
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852edb73d7.jpg)
Mercedes-Benz Classic
Поэтому Румплер сохранил «классическую» на тот момент схему с мотором позади пассажирского отсека. Кстати, сам двигатель тоже был необычным — схемы W6 с тремя двухцилиндровыми блоками, соединенными под углом 60 градусов. При объеме в 2,6 литра он развивал всего 36 сил, и эта мощность поступала на заднюю ось через трехступенчатую трансмиссию и простейшую подвеску на качающихся полуосях, выходящих прямо из редуктора.
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852ee8ce52.jpg)
Brian Hatton/Autowp.ru
Кто вспомнил грузовики и старые легковушки Tatra — молодец! Действительно, схема очень похожая, причем запатентовал её как раз Румплер. Но с Гансом Ледвинкой, главным инженером Татры, они были давно и близко знакомы — настолько, что вместе работали над первым автомобилем компании ещё в 1897 году. Теперь становится понятнее, с чего вдруг Ледвинка заразился мечтами об аэродинамике и шокировал мир невероятной Tatra T77 с плавными обводами и хвостовым килем, верно? Но это случилось только в 1934 году, а пока давайте вернемся к Румплеру из 1921-го.
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852ef70a9e.jpg)
[KapitanT](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Prasident1.jpg)/Wikimedia Commons
Автомобиль у него получился классный. Несмотря на скромную мощность и нескромную массу (1400 кг!), обтекаемый кузов позволял разгоняться аж до 110 км/ч, а независимая задняя подвеска отрабатывала проселочные ухабы и городской булыжник так мягко, как и не снилось конкурентам. Но вылезли и недоработки: лишенный нормального обдува радиатор не мог как следует справиться с охлаждением, места для багажа не было предусмотрено вовсе, а на руль прилетали жуткие удары.
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852f04835f.jpg)
[Public domain/Wikimedia Commons](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:RumplerTropfenwagenModellAva1921.jpg)
Впрочем, всё это публика могла бы простить — если бы прониклась машиной. Но дизайн и концепция оказались настолько авангардными, что попросту отпугнули покупателей — эх, сколько ещё таких случаев увидит история автопрома! В итоге, несмотря на несколько крупных доработок, за пять лет не удалось продать и сотни экземпляров, после чего предприятие Румплера обанкротилось.
Зато конструкция впечатлила Вилли Вауба — представителя компании Benz в Берлине. Машину он увидел на местном автосалоне в 1921 году, и сразу поспешил рассказать о ней коллегам в Мангейме — главному инженеру Хансу Нибелю и дизайнеру Максу Вагнеру. Те согласились с перспективностью идеи и вскоре приобрели лицензию на румплеровские изобретения.
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852f102d44.jpg)
Mercedes-Benz Classic
Первый прототип гоночного Benz, по сути, представлял собой Rumpler с открытым кузовом, но в дальнейшем конструкция получила множество изменений. Так, в раме насверлили десятки отверстий ради снижения массы, задние барабанные тормоза отнесли внутрь кузова, к дифференциалу (хотя на более поздних версиях вернули обратно), установили тот самый шестицилиндровый мотор, а изящно изогнутый радиатор вывели вверх, позади пилота.
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852f1ccad5.jpg)
Mercedes-Benz Classic
Несмотря на скромные результаты дебютной гонки в Монце, руководство Benz посчитало проект перспективным и продолжило разработки. Точное количество построенных машин неизвестно, но были среди них и дорожные версии с фарами и брызговиками, и те, что заглянули в будущее ещё дальше: к 1925 году Benz подготовил новый RH-2, у которого радиатор находился спереди, а бензобак сзади вместо прежнего расположения над ногами водителя.
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852f2ba14e.jpg)
Mercedes-Benz Classic
Не менялось только одно — мотор. И какой бы классной ни была вся остальная машина, дефицит мощности оказался приговором: несмотря на несколько побед в локальных гонках по подъему на холм, крупные состязания Бенцам не покорялись. Много ли нагоняешь против конкурентов из Daimler на 120-сильных компрессорных Мерседесах, сконструированных самим Фердинандом Порше?
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852f39de09.jpg)
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852f490148.jpg)
В итоге затраты на проект окончательно подкосили компанию Benz и вынудили её объединиться с Даймлером — судьбоносное для всего автопрома событие произошло 28 июня 1926 года. На развитии среднемоторных машин поставили крест, и критиковать это решение сложно: если мощные Мерседесы и так выигрывают, зачем им мешать?
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852f560a04.jpg)
Mercedes-Benz Classic
Но у этой истории есть и эпилог. Фердинанд Порше покинет Daimler-Benz в 1928 году, а в 1931-м откроет собственную инжиниринговую компанию. Одним из финансовых партнеров станет Адольф Розенбергер — бизнесмен и гонщик-любитель, добившийся нескольких побед как раз за рулем Benz Tropfenwagen. В 1932 году будет готов так называемый P-Wagen или Porsche Typ 22 — среднемоторный гоночный автомобиль с аэродинамичным кузовом, построенный по тем же самым принципам. Вот только вместо чахлой «шестерки» позади пилота будет установлен могучий двигатель V16, развивающий под 300 лошадиных сил.
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852f6105a2.jpg)
porschecarshistory.com
Всего год спустя доработанная версия выйдет на гоночные трассы под названием Auto Union Typ A и положит начало грандиозному противостоянию с переднемоторными Мерседесами в «Больших призах». Кстати, руководить командой Auto Union будет Вилли Вауб — тот самый человек, который первым поверил в идеи Румплера и принес их в Benz.
![](https://novomania.ru/uploads/images/202311/image_1000x750_655852f6e3b73.jpg)
[Bruno De Regge](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Auto_Union_Typ_A.jpg)/Wikimedia Commons
Впрочем, превосходство в довоенных гонках всё-таки останется за «трехлучевыми», а прогрессивные «кольца» зарекомендуют себя чересчур норовистыми — и это станет одним из факторов, отложивших среднемоторную эру до середины XX века. А ведь всё могло развернуться иначе, прикрути инженеры Benz к своей машине компрессор! /m