Птицы поют ради общения
Ученые доказали, что песни птиц служат не только для выбора партнера и защиты территории.
Певчая птица зебровая амадина использует песню для простого общения. Такой вывод сделала группа Андриеса Тера Маата (Andries Ter Maat) из Института орнитологии Макса Планка в Зеевизене (Германия). Почти половина всех видов птиц являются певчими — у них есть способность воспроизводить сложные вокальные рисунки. Несколько ранних исследований доказали, что эти песни служат, главным образом, для выбора партнера и защиты территории. В умеренных климатических зонах Северного полушария, как правило, поют только самцы.
Песни птиц представляют большой интерес для нейробиологов, так как этот процесс контролируется сетью ядер в передней части головного мозга. Неврологи изучают эту сеть, чтобы исследовать общие правила, которые определяют, как мозг контролирует поведение. С помощью специально разработанных методов для записи мозговой деятельности в момент пения немецкие орнитологи нашла нейронную основу для этого сигнала. Исследователи разработали ультра-легкие микрофоны-передатчики, которые закрепили резинками на спинах амадин. На птицах также испытывали беспроводные системы для измерения активности мозга. Благодаря этой миниатюрной телеметрической технологии животные могли свободно перемещаться в группах в больших вольерах, а ученые могли непрерывно регистрировать весь поведенческий репертуар животных.
В эксперименте исследователи сосредоточены на так называемых стек-сигналах. Они обнаружили, что эти звуки в основном способствовали сплоченности между самками и самцами в парах. «Постоянный контакт с партнером важен, так как зебровые амадины живут большими социальными группами», — говорит соавтор исследования Лиза Трост (Lisa Trost).
Ученые выяснили, что не каждый отзыв воспринимается партнером как ответ. Как ответ он квалифицируется, только если поступил в течение двух секунд. Таким образом исследователи подтвердили, что помимо инстинктивных сигналов птицы подают сигналы к общению.
Источник: MPI f. Ornithology/ S. Seltmann