Автомобили на выставке гаджетов

Зимой, вскоре после Рождества, когда поток обычных праздных туристов в «игорной столице» США иссякает, в Лас-Вегасе традиционно проходит выставка CES. Салон проводится ещё с конца 60-х, и на протяжении полувека эту трёхбуквенную аббревиатуру расшифровывали как «Consumer Electronics Show» — то есть «Шоу потребительской электроники». Ну, вы понимаете: телевизоры, микроволновки, телефоны... Но с недавних пор перестали: уж очень много стало всего, что не укладывается в эту формулировку. Ладно бы автомобили — в этом году даже бульдозер на выставку притащили!

Автомобили на выставке гаджетов
Honda презентовала свою новую электромобильную стратегию c лаконичным названием «0» — то есть «ноль», а вместе с ней [пару клиновидных электро-концептов](https://motor.ru/news/honda-zero-models-10-01-2024.htm). Предыдущие попытки хондовцев на этом поле признаны неудачными: компактный хэтчбек Honda e для европейского рынка откровенно провалился, недовольны японцы и сотрудничеством с корпорацией General Motors в Северной Америке, в рамках которого созданы кроссоверы Honda Prologue и Acura ZDX. «Мы мечтаем об иной мобильности. Не продолжать сегодняшний тренд на тяжёлые, мощные электромобили, а создавать новые конструкции — тонкие, лёгкие, мудрые» — говорил руководитель компании Тошихиро Мибе. Для новой концепции перепридумали хондовский логотип — стилизованная литера «H» лишилась рамки.
Honda
Один из пары дебютантов выставки CES — это седан Honda Saloon: флагман линейки 0 series. Первый из электрокаров нового семейство встанет в серийное производство в 2026 году. Простой клиновидной формой концептуальный седан напоминает [дизайнерские эксперименты 70-х годов](https://motor.ru/stories/concept-cars-of-60s-and-70s.htm), а ещё — концепт Honda Kiwami 2003 года. В основе машины электрическая платформа собственной разработки с рулевым управлением по проводам. В салон ведут две огромные подъёмные двери типа «крыло чайки», внутри — по-спортивному низко установленные четыре роскошных кресла. Громадная площадь остекления должна гарантировать хорошую обзорность.
Honda
В основу новых моделей ляжет новая дизайнерская концепция «The Art of Resonance» («Искусство резонанса»). Хондовцы обещают, что автомобили «нулевой» линейки получат новейшую систему помощников водителя на основе технологий Honda SENSING Elite, уже внедрённых на седане Honda Legend (электроника оперирует данными с карт высокого разрешения, набором разных радаров, работающих на средних и дальних дистанциях, лидарами, ультразвуковыми датчиками и камерой переднего обзора). Хондовцы обещают внедрить батареи нового поколения, позволяющие очень быструю зарядку (с 15 до 80% за 10-15 минут) и исключительно малую деградацию (всего 10% за 10 лет). Другая особенность новой платформы — лёгкие силовые модули e-Axle, где в одном блоке интегрированы электромотор, редуктор и инвертор.
Honda
Вторая новинка на стенде Honda — это минивэн Space-Hub. У него выполненная в том же духе внешность с клиновидным силуэтом и световой панелью на месте радиаторной решётки. Вся крыша сделана прозрачной, а вот заднее стекло отсутствует — вместо него глухая дверца, опоясанная по всему периметру фонарём. Салон выполнен в трёхрядной компоновке, причём пассажиры двух задних рядов сидят друг к другу лицом. Перед водителем — тоже руль-штурвал, как на седане Honda Saloon. Предполагается, что бортовая электроника будет снабжена искусственным интеллектом, который будет постепенно подстраиваться к привычкам владельца.
Honda
Напомним, что ещё Honda в альянсе с корпорацией Sony разрабатывает электромобиль марки Afeela: в прошлом году на CES японцы впервые [показали его прототип](https://motor.ru/news/afeela-09-01-2023.htm). Теперь же представили новую версию седана, более близкую к серийному производству: её легко узнать по обычным зеркалам на дверях вместо камер и небольшому воздухозаборнику в переднем бампере. Это довольно крупная машина (длина 4915 мм) с полным приводом (на каждой оси по электромотору мощностью 245 л.с.) и пневмоподвеской (двухрычажной спереди и многорычажной сзади). Ёмкость литий-ионной батареи — 91 кВт⋅ч.
Afeela
В ходе пресс-конференции объявлено о сотрудничестве с Microsoft: софтверный гигант предоставит искусственный интеллект Azure OpenAI, на основе которого сделают голосовой помощник. Другая интересная технология — дополненная реальность на основе движка Unreal Engine 5.3 фирмы Epic Games: в ней метаданные о ближайших объектах на местности подгружаются через интернет. Обещан продвинутый автопилот на основе чипа Snapdragon Ride фирмы Qualcomm Technologies, который должен достичь уровня автономности 2/2+ (а в некоторых условиях даже уровня 3).
Newspress
Внутри предусмотрен громадный горизонтальный экран, занимающий две трети передней панели, индивидуальные мониторы для задних пассажиров с богатейшими мультимедийными возможностями, и очень продвинутая звуковая система с множеством динамиков и функцией активного шумоподавления. В мультимедийке обещают богатые возможности кастомизации. Свои сообщения и графику можно выводить и на светодиодную панель между фар — так называемый «media-bar». А, возможно, самое интересное во всём проекте Afeela — это решение открыть среду разработки для сторонних производителей софта и сервисов!
Newspress
Volkswagen объявил, что интегрирует в свои машины технологию ChatGPT — она лежит в основе софта Cerence Chat Pro, который встроили в голосовой помощник IDA. Это решение уже во втором квартале этого года получат все новые машины на платформах MQB evo и MEB. А на все уже выпущенные машины концерна Volkswagen с мультимедиа-системой последнего поколения новый софт «накатят» через онлайн-обновление. Демонстратором на стенде Volkswagen служил [обновлённый хот-хэтч Golf GTI](https://motor.ru/news/vw-golf-gti-fl-08-01-2024.htm) восьмого поколения — официальный дебют которого ещё не состоялся!
Newspress
Golf получил последнюю версию мультимедиа-системы MIB4: диагональ центрального дисплея выросла до 12,9 дюймов, сенсорные «ползунки» под экраном получили подсветку, структура меню стала проще и понятнее, скорость работы и разрешение экрана повысилось. А на руль наконец-то вернулись понятные тактильные кнопки вместо сенсорных, на которые было столько жалоб (наконец-то!). По неофициальной информации, провели «работу над ошибками» и с материалами отделки: их «осязаемое качество» должно повыситься, а на богатых версиях появится новый искусственный материал Atrilur, похожий на замшу.
Newspress
Что касается внешности обновлённого «Джи-Ти-Ай», то изощрённый пиксельный камуфляж не особенно мешал её рассмотреть: мы обнаружили новую головную оптику — прежней формы, но с иной «начинкой», светящуюся эмблему, другой передний бампер с «клыками» по бокам, новую заднюю оптику с шестью «бусинами» светодиодов, появление антикрылышка на пятой двери и изменённую вставку под задним бампером с имитацией диффузора. Патрубки выхлопной системы — овальные вместо круглых. При этом внутри мультимедиа-системы коллеги-журналисты отыскали изображение Гольфа GTI без камуфляжа... Но с [совершенно другим](https://motor.ru/news/golf-gti-09-01-2024.htm) оформлением переднего бампера и без антикрыла на пятой двери! Что это, другая комплектация? Так много вопросов, так мало ответов...
Newspress
Обновление должно принести Гольфу не только новую внешность и электронику, но и новую технику. Подробностей о начинке хот-хэтча GTI пока нет. А вот информацию о подзаряжаемых гибридах Golf eHybrid и Golf GTE раскрыл технический директор VW Кай Грюнитц в интервью [Automotive News Europe](https://europe.autonews.com/automakers/vw-golf-gets-digital-upgrades-drops-manual-gearbox-gti): по его словам, турбомотор 1.4 заменят на двигатель 1.5, а батарея прибавить ёмкости в полтора раза, с 13 до 19,7 кВт⋅ч. Вероятно, это позволит увеличить запас хода на электричестве до 100 км. Кроме того, обещают дизель с небольшим гибридным «довеском» под индексом eTDI.
Newspress
Kia привезла в Лас-Вегас уже знакомый нам дуэт электро-концептов — [кроссовер EV3 и седан EV4](https://motor.ru/news/ev3-ev4-17-11-2023.htm). Но главной премьерой на стенде корейской компании был целый выводок коммерческих электромобилей [под общим обозначением PBV](https://motor.ru/news/kia-ces-2024-09-01-2024.htm). Из них ближе всего к серии концепт-кар PV5: его производство на новом заводе в Корее должно стартовать уже в 2025 году, запланированный объём — 150 тысяч машин в год. По размерам концепт-кар заметно компактнее «короткого» Volkswagen Transporter — 4,7 метра в длину.
Newspress
В основе лежит специально адаптированная «грузовая» версия платформы E-GMP, использованной на электромобилях Kia EV6 и EV9. Её главное отличие — только передний привод и рабочее напряжение 400 В вместо 800 В на легковушках. Концепт привезли на выставку сразу в трёх конфигурациях — цельнометаллический фургон, фургон, пассажирский микроавтобус (на фото с церемонии подписания протокола о намерениях с компанией Uber). В планах есть и длиннобазный вариант PV5. Обещают, что цены будут начинаться от 35 тысяч евро, но какую батарею покупатели получат за свои деньги — пока не говорится.
Kia
Для PV5 анонсировано сразу две технологии, которые выглядят революционно, если не фантастически. Во-первых, система сменных кузовов «Easy Swap»: с ней-де можно оперативно превратить, например, пассажирский микроавтобус в фургон или пикап. Для этого используются электромеханические замки. Правда, полноразмерные концепты ничего подобного не имели, а идею демонстрировали на масштабном макете. Во-вторых, это каркасная конструкция кузова «Dynamic Hybrid» — она не требует сварки, и позволяет изготовлять под заказ машины почти любой длины из небольшого набора стандартизированных стальных и пластиковых деталей. В Kia говорят, что это позволит уменьшить ассортимент кузовных деталей на 55% без потерь в жёсткости кузова.
Newspress
Концепт PV7 предвосхищает старшую модель в коммерческой линейке — длиной от 5 до 5,7 метров. Её серийное производство должно стартовать в 2027 году. «Под капотом» она будет серьёзно отличаться от PV5: в базовой версии привод тоже передний, но предусмотрят и варианты с полным приводом, а электросистема будет 800-вольтовая.
Kia
И только самый маленький из показанных Kia концептов не имеет ясного конвейерного будущего. Kia PV1 — это чисто автоматическое транспортное средство, в котором не предусмотрено вмешательство водителя. Как, разумеется, не предусмотрено и руля с педалями.
Newspress
Молодой турецкий бренд TOGG — национальный производитель электромобилей — представил в Лас-Вегасе свою вторую модель. За кроссовером T10X последовал лифтбек T10F. По размерам новинка чуть компактнее Тойоты Camry — 4,83 метра в длину. Интерьер практически целиком заимствован у кроссовера: его отличительные черты — это экраны по всей ширине передней панели, дополнительный монитор на центральной консоли, а ещё вычурная рукоятка-подлокотник меж передних сидений, на которой размещён необычный селектор режимов движения.
Newspress
Предусмотрено три комбинации батарей и силовых установок. В базовой версии — единственный электромотор на задней оси, выдающий 218 л.с. С базовой батареей емкостью 52,4 кВт·ч паспортный запас хода составит 350 км, с опционной на 88,5 кВт·ч — 600 км. Наконец, есть полноприводный вариант с двумя моторами совокупной отдачей 435 л.с. Такие машины оснащаются только большой батареей на 88,5 кВт·ч. С ней автомобиль способен проехать 530 км. Флагманский вариант разгоняется до 100 км/ч за 4,6 с. Серийное производство на заводе в Бурсе должны развернуть до конца этого года, продажи в Турции стартуют в 2025-м, поставки в Европу начнутся не раньше конца 2025 года.
Newspress
Корейская фирма LG — один из крупнейший в мире производителей дисплеев — привезла в Лас-Вегас концепт-кар под названием αble, в разработке которого принимал участие концерн Magna. В отличие от электронных гигантов Xiaomi, Huawei и Sony, которые глубоко погрузились в разработку автомобилей и даже завели свои собственные бренды, корейцы просто хотели продемонстрировать заказчикам свои новейшие «экранные» технологии. По их представлениям, автомобиль будущего станет «персонализированной цифровой пещерой» (personalized digital cave). Поэтому к услугам передних седоков — пара здоровенных вогнутых OLED-дисплеев, которые по жестовой команде раздвигаются во всю ширину салона («по умолчанию» видно лишь один экран). На эти мониторы можно вывести картинку с камер переднего обзора.
LG
Разумеется, «машина будущего» — это беспилотник, но при желании из бокса между сиденьями можно выдвинуть рулевую колонку со штурвалом. Поскольку фронтальные мониторы вынесены далеко вперёд, то всё управление бортовой электроникой возложено на ещё один экран, размещённый на центральном подлокотнике (он согнут «книжкой», как на смартфоне Samsung Galaxy Z-Flip). Наконец, на потолке спрятано четыре откидных OLED-дисплея традиционного плоского формата — чтобы каждый из седоков мог поиграть в приставку. В багажнике установлен самый настоящий автомат-чейнджер, который может подать седокам буквально что угодно — игровые контроллеры, бутылочку игристого или даже кофеварку. Как раз для этого в центральном подлокотнике обустроены релинги. А ещё под лобовым стеклом установлен выдвижной холодильник, ведь LG — это ещё и крупный производитель бытовой техники!
Newspress
Выставка CES — подходящее место, чтобы показать что-нибудь радикально-оторванное от реальности. Например, компания Supernal, входящая в состав концерна Hyundai, представила электрический летающий аппарат Supernal S-A2. Причём его дизайном занимался не кто-нибудь, а шеф-дизайнер концерна Hyundai Люк Донкервольке с командой из трёх автодизайнеров! По функционалу это должно быть летающее такси, а по конструкции — расcчитанный на вертикальный взлёт и посадку конвертоплан с четырьмя парами воздушных винтов.
Kia
При горизонтальном полёте четыре из них работают как тянущие, ещё четыре — толкающие. Причём корейцы всерьёз собираются выпускать и продавать такие летающие аппараты большим тиражом уже в ближайшем будущем — руководитель компании Джейвон Шин говорит о десятках тысяч экземпляров. Он рассчитывает начать испытательные полёты уже в 2025 году, а тесты предсерийных аппаратов начать в 2026-2027 году. Обещают, что это будет очень тихая машина — «не громче стиральной машины» — 65 дБ на взлёте и лишь 45 дБ при горизонатльном полёте. Электрическое аэротакси будет рассчитано на полёты на небольшие расстояния — порядка 40-60 километров.
Kia
Китайский производитель электромобилей Xpeng тоже рвётся в небеса: в 2020-м он поглотил стартап AeroHT, а на выставке CES анонсировал [Land Aircraft Carrier](https://motor.ru/news/xpeng-modular-flying-car-27-10-2023.htm) — люксовый шестиколёсный пикап, немного смахивающий на тесловский Cybertruck. В грузовом отсеке он перевозит небольшой электровертолёт с пятью винтами, предназначенный для полётов на небольшие расстояния. Салон пикапа расчитан на пять посадочных мест, вертолёт — двухместный. На борту электрмообиля предусмотрен бензиновый «удлинитель хода», который может подзаряжать и вертолёт. Основатель и президент AeroHT Ванг Тан уверяет, что конструкторская проработка и основной массив тестов уже проведены, и сейчас идёт подготовка к производству. Продавать пикап с вертолётом планируется примерно за 160 тысяч евро.
Newspress
Впрочем «наземный авианосец» показали лишь в виде слайдов. Но на стенде Xpeng стояла ещё одна летающая штуковина — XPeng AeroHT eVTOL. Это огромный двухместный автомобиль суперкаровских очертаний с четырьмя парами складных винтов на длинных пилонах, которые убираются под крышку за кабиной.
Newspress
Стартап B-On из Люксембурга представил на выставке электрический развозной фургончик Pelcan. В конце прошлого года компанию возглавляет француз Бруно Ламбер, ранее руководивший азиатским подразделением гиганта Magna Steyr, а затем китайскими брендами Iconiq Auto и Borgward. Показанный в Лас-Вегасе электромобиль по размерам примерно соответствует самому короткому варианту Газели Next: длина 5725 мм, колёсная база 3380 мм. Грузоподъёмность составляет 1235 кг.
Newspress
В основе грузовичка лежит платформа MIH — она разработана консорциумом Mobility in Harmony, созданным китайской компанией Foxconn. Про техническую начинку пока известно мало — пиковая отдача силовой установки сотславляет 115 л.с. и 256 Нм, предусмотрены батареи в двух вариантах ёмкости (43 или 54 кВт⋅ч). С последней запас хода составляет 250 км. Максимальная скорость — 120 км/ч. Важной особенностью представляют систему сортировки грузов smart dispenser, которая помогает водителю-курьеру быстро найти нужную посылку.
B-ON
Mercedes-Benz привёз в Лас-Вегас электроседан [Concept CLA-Class](https://motor.ru/news/mb-cla-concept-04-09-2023.htm). Впрочем, его премьера состоялась ещё прошлой осенью на мотор-шоу в Мюнхене: каплевидный автомобиль с вычурными «трёхлучевыми» фарами предвосхищает скорое появление нового поколения модели CLA — самой компактной в модельной линейке Mercedes. В основу машины ляжет новая платформа MMA, которую с самого начала проектировали как для машин с двигателями внутреннего сгорания, так и электромобилей.
Mercedes-Benz
А главной новостью от Mercedes-Benz был анонс новой [операционной системы MB.OS](https://motor.ru/news/mbos-09-01-2024.htm). Её разработка шла последние несколько лет, а главными особенностями станут голосовой помощник на основе генеративного искусственного интеллекта и навигация с передовой 3D-графикой на игровом движке. Первым мультимедиа-систему с новой «операционкой» получит как раз Mercedes CLA, дебют которого ожидается в этом году.
Mercedes-Benz
Американский электромобильный стартап Mullen [представил](https://motor.ru/news/mullen-five-rs-10-01-2024.htm) сверхмощную 1014-сильную версию RS электрического кроссовера Five. У него 800-вольтовая батарея, полный привод с двухступенчатыми редукторами на обеих осях и ошеломляющая динамика — разгон до 100 км/ч за 1,9 секунды и максимальная скорость 322 км/ч. Ёмкость тяговой батареи составляет 100 кВт⋅ч, что должно обеспечить запас хода до 483 километров.
Newspress
Хороша и внешность, объединяющая элегантный силуэт с плавно ниспадающей аркой крыши и агрессивное оформление передка — правда, она почему-то совсем не похожа на базовую модель Mullen Five. Обещают, что супер-кроссовер поступит в продажу в 2026 году. Но есть нюанс: базовая модель, которую представили ещё осенью 2021 года на [автосалоне в Лос-Анджелесе](https://motor.ru/reports/la-autoshow-2021.htm), до сих пор не готова к производству. И это ещё полбеды — главу компании Дэвида Мичери расследователи из компании Hindenburg Research обвинили в крайне сомнительных финансовых операциях.
Newspress
Фирма Vinfast — амбициозный новый автопроизводитель из Вьетнама — представила на CES электро-пикап Wild. Пока что это лишь концепт-кар. По размерам он соотвествует среднеразмерным пикапам типа Тойоты Hilux или Ford Ranger — 5324 мм в длину, 1997 мм в ширину. Причём кузов трансформируется — складная задняя стенка кабины позволяет увеличить длину грузового отсека c 1,5 до 2,4 метров. Другие особенности дизайна — панорамная крыша, камеры вместо зеркал, распахивающиеся навстречу друг другу двери без средней стойки. Дизайном концепт-пикапа занималась австралийская студия GoMotiv, а изготовлен концепт-кар в итальянским бюро Torino Design. На работы ушло всего шесть месяцев.
Vinfast
Вторая новинка от Vinfast — микроавтомобильчик VF3. Это уже серийная продукция: четырёхместный электрокар длиной всего 3,2 метра с запасом хода около 200 километров. Интересная «джиповская» внешность c почти вертикальными стойками лобового стекла — тоже работа австралийских дизайнеров. В жёлтом цвете с белой крышей выставочный образец напоминает... уменьшенный в размерах внедорожник Toyota FJ Cruiser.
Vinfast
Обычный на вид пикап GMC — демонстратор электропривода фирмы American Axle & Manufacturing
Newspress
Электромотор объединён с редуктором заднего моста
Newspress
А вот и бульдозер: можете убедиться, что мы ничуть не преувеличивали! Опытный беспилотник — разработка крупного корейского производителя строительной техники Develon (больше известного у нас под своим прежним названием Doosan).
Newspress
Этот автономный экскаватор тоже красовался на стенде Develon. Правда, это не работоспособный прототип, а всего лишь макет — своего рода «концепт»
Newspress
Многотонный электрический погрузчик фирмы Caterpillar для работы в шахтах
Newspress

Зимой, вскоре после Рождества, когда поток обычных праздных туристов в «игорной столице» США иссякает, в Лас-Вегасе традиционно проходит выставка CES. Салон проводится ещё с конца 60-х, и на протяжении полувека эту трёхбуквенную аббревиатуру расшифровывали как «Consumer Electronics Show» — то есть «Шоу потребительской электроники». Ну, вы понимаете: телевизоры, микроволновки, телефоны... Но с недавних пор перестали: уж очень много стало всего, что не укладывается в эту формулировку. Ладно бы автомобили — в этом году даже бульдозер на выставку притащили!