Новые рекорды «24 часов Ле-Мана»

Легендарной гонке «24 часа Ле-Мана» в прошлом году исполнился ровно век. И на сто первом году всё идёт лучше, чем когда-либо. В минувшие выходные мы увидели на трассе рекордное число участников. И невиданную конкуренцию: целых девять экипажей спустя сутки соревнований пришли к финишу в одном круге. Судьба «золота» решалась вплоть до последних минут гонки! И интерес болельщиков — тоже рекордный: посетителей на трассе было примерно на треть больше, чем обычно. Редакция «Мотора» предлагает вам посмотреть подборку фотографий с гонки.

Новые рекорды «24 часов Ле-Мана»
«24 часа Ле-Мана» — четвёртый этап Чемпионата мира по длинным гонкам (WEC). Но это отнюдь не рядовая гонка, а самый продолжительный, самый престижный и самый важный этап в сезоне. И, разумеется, исторически значимый: ведь суточная гонка в Сартэ — одно из старейших автоспортивных мероприятий в мире! В общем, это безусловная кульминация сезона в мире длинных гонок.
Toyota Gazoo Racing
Уже третий год подряд гонка бьёт рекорды по количеству участников — на старт вышло 62 машины. Впрочем, сама по себе эта цифра не показательна: наполнение стартовой решётки и раньше не было проблемой — скажем, в 2019-м в протоколах значился 61 экипаж. Поразительно другое: в этом году 23 из них приходилось на самый быстрый, престижный и дорогой класс Hypercar.
Juergen Tap / Porsche
В этом году на «24 часах Ле-Мана» вживую побывало рекордные 329 тысяч болельщиков
Porsche AG
Введение нового класса Hypercar в 2021 году — однозначный успех организаторов из «Западного автомобильного клуба» (ACO, Automobile Club de l'Ouest). Для сравнения, в благополучном 2019 году в топовом классе LMP1 выступало 10 экипажей, никакой конкуренции толком не было, а победа была практически гарантирована экипажам заводской команды Toyota.
Toyota Gazoo Racing
Сейчас в рамках класса Hypercar представлены спортпрототипы двух типов, оба — с гибридной силовой установкой. Это спроектированные с нуля болиды LMH с электромотором на передней оси: Toyota GR010 Hybrid (на фото), Peugeot 9X8, Ferrari 499P, Isotta Fraschini Tipo 6 LMH-C...
Toyota Gazoo Racing
...Или болиды LMDh, созданные на основе шасси младшей категории LMP2 фирм Dallara, Oreca, Ligier, Multimatic. У них компоненты гибридного привода стандартизированы: семиступенчатая коробка Xtrac, установленный в картере сцепления электромотор Bosch, батарея Williams Advanced Engineering. А вот двигатель и аэродинамическое оперение — своё. По этой формуле выполнены болиды марок Alpine, BMW, Cadillac, Lamborghini, Porsche (на фото)
Juergen Tap / Porsche
Лучшее время по результатам квалификации показал экипаж Porsche под номером 6: Кевин Эстре, Андре Лоттерер, Лоренс Вантхоор. Впрочем, сам по себе результат квалификации мало что решает в суточной гонке — хотя место во главе пелотона позволяет избежать столкновений на старте. С этого года в Ле-Мане используется новая процедура квалификации: гонщики участвуют в 12-минутной сессии, а восемь быстрейших на следующий день борются в 10-минутном заезде «Hyperpole».
Juergen Tap / Porsche
В ходе гонки лидер менялся 41 раз: на первой позиции побывали все три Ferrari 499P (заводские экипажи №50 и №51 и частный №83), Porsche 963 (№6 и №5), Toyota GR010 Hybrid (№8 и №7) и Cadillac V-Series.R (№2). А финишировали в одном круге аж девять экипажей — небывало много! Это является косвенным показателем высокой конкуренции.
Ferrari
Марафон в Ле-Мане почти всегда сопровождают дожди. Так было и сейчас, но условия были сложнее обычного: осадки то прекращались, то вновь обрушивались на трассу, автомобиль безопасности выезжал бессчётное число раз. Из-за капризов погоды дистанция гонки составила всего 311 кругов — на 31 меньше, чем в прошлом году!
Toyota Gazoo Racing
В 3:45 утра воскресенья ливень перерос в потоп — и на трассу пришлось выпускать сейфети-кар, водивший пелотон на протяжении четырёх с лишним часов.
Toyota Gazoo Racing
Победу в гонке одержал экипаж Ferrari под номером «50» — итальянец Антонио Фуоко, испанец Мигель Молина, датчанин Никлас Нильсен. Итальянские болиды были хороши, хотя по чистой скорости и не были быстрейшими: команда переиграла конкурентов в тактике.
Ferrari
В условиях изменчивой погоды, когда на трассу то и дело выходил сейфети-кар, все пит-стопы со сменой шин на машине под номером «50» были проведены безупречно — именно тогда, когда нужно. Впрочем, совсем уж беспроблемной гонка не была: всем пришлось понервничать, когда Нильсен на предпоследнем отрезке был вынужден заехать на лишний пит-стоп для починки разболтавшейся двери.
Ferrari
Наивысшую скорость на длинном прямике «La ligne droite des Hunaudières» показывали две Тойоты и Porsche под номером «4» — по данным радара, они разгонялись до 344,5 км/ч. Болиды японской марки превосходили соперников и по гоночному темпу: это позволяло считать экипажи Тойоты главными претендентами на победу. Но болид под номером «8» выпал из борьбы за два часа до финиша из-за контакта с Ferrari Алессандро Пьер-Гуиди (итальянец получил штраф от судей). В итоге Себастьен Буэми, Брендон Хартли и Рио Хиракава заняли пятое место.
Toyota Gazoo Racing
На счету Тойоты под номером «7» — лучший круг в гонке (его показал Камуи Кобаяши). Увы, экипаж потерял время на двух медленных проколах, да к тому же испытывал некоторые проблемы с двигателем. Вплоть до финиша Хосе-Мария Лопес, Камуи Кобаяши и Ник де Врис продолжали атаковать. На последнем часу Лопеса по неясным причинам развернуло в шикане Dunlop — впрочем, по словам аргентинца, потеря десяти секунд ничего не изменила: экипаж лидирующей Ferrari контролировал отрыв и шёл в комфортном темпе. В итоге Toyota пересекла финишную черту с 14-секундным отставанием от победителя.
Toyota Gazoo Racing
На тестах, прошедших за неделю до соревнований, Porsche смотрелись очень многообещающе. Но вот в гонке болидам заводской команды Porsche Penske Motorsport явно не хватало максимальной скорости. В Ле-Мане, изобилующем длинными прямиками, это очень критично. Машины под номерами «6» и «5» разгонялись самое большее до 337 и 336 км/ч соответственно. Правда, четвёртая машина была быстрее и даже попала вместе с Тойотами во главу списка, единожды показав 344,5 км/ч — но остальные круги тоже заметно уступала лидерам. Шеф команды Урс Куратле в интервью признался, что недостаток скорости был главной проблемой — но были и недостатки в тактике пит-стопов. Лучший из экипажей Porsche финишировал на четвёртой позиции: Кевин Эстре, Андре Лоттерер и Лоренс Вантхоор уступили победителям 37,9 секунды.
Nick Dungan / Drew Gibson Photography / Porsche
Синий Cadillac под номером «2» заводской команды Chip Ganassi Racing шёл на весьма авантюрной стратегии пит-стопов, и к двадцать первому часу гонки вышел в лидеры. Но удержать позицию не удалось — после очередного дождя он откатился далеко назад. Экипаж Эрла Бамбера, Алекса Линна и Алекса Палоу финишировал на седьмой позиции. «У нас была приличная скорость на сухом покрытии и под дождём, а вот на слегка влажном асфальте зацепа не было» — поделился ощущениями Палоу. Два других Кадиллака сошли: на машине номер «3» пробили маслобак, болид под номером «311» вылетел и столкнулся с отбойником.
Chip Ganassi Racing
Провалом можно считать выступление команды Peugeot: их машинам отчаянно не хватало скорости — они финишировали на 11 и 12 позиции, с отставанием в два круга от лидера. Напомним, что в прошлом году французы выкатили очень радикальный болид Peugeot 9X8 без заднего антикрыла (это должно было снизить лобовое сопротивление), но та машина надежд не оправдала. В этом году прототип полностью переделали, но пока он остаётся медленным, а особенно плохо чувствует себя в скоростных поворотах. Единственное, что могло порадовать технического директора Peugeot Sport Оливье Жансонни — это надёжность машины.
Joao Filipe / DPPI / Peugeot Sport
Очень неудачно сложился первый после многолетней паузы Ле-Ман для марки BMW. Один прототип заводской команды BMW M Team WRT разбился вечером субботы из-за столкновения с Ferrari Роберта Кубицы. Вторая машина (расписной арт-кар под номером «20») попала в аварию в начале гонки и после долгого ремонта всё-таки пересекла финишную черту, но не была классифицирована, пройдя всего 96 кругов.
Gary Parravani / www.xynamic.com / BMW Group
Даже хуже получился марафон для французской марки Alpine — обе машины сошли из-за поломки двигателя. На фото как раз попал один из этих эпизодов: работники трассы вытаскивают с трассы сломанный прототип под номером «35», но машина с номером «36» пока продолжает гонку. Кстати, как раз на второй выступал Мик Шумахер — сын великого Михаэля Шумахера.
Germain Hazard / DPPI / Alpine
Это был первый Ле-Ман для прототипов марки Lamborghini — до этого итальянская марка строила только спорткары категории «Гран-Туризмо». Обе машины успешно добрались до финиша. Кстати, в экипаже номер «63» (на фото), который финишировал на десятой позиции, выступал наш Даниил Квят.
Lamborghini
Настоящий подвиг совершила частная команда Jota Sport из Англии. Молодой гонщик Каллум Иллот попал на Porsche 963 в серьёзную аварию на тестах, после чего машину пришлось собирать заново вокруг запасного монокока. В пятницу перед гонкой болид испытали на близлежащем аэродроме, а уже в субботу она вышла на старт. Без нормальных тестов машину настроили не лучшим образом, ей не хватало максимальной скорости — и всё же экипаж Каллума Иллота, Нормана Нато и Уилла Стивенса финишировал на хорошем восьмом месте, в одном круге с победителями.
Juergen Tap / Porsche
В младшем классе прототипов LMP2, где все выступают на одинаковых болидах Oreca 07 с 600-сильными моторами Gibson V8, набралось 16 участников. Победу одержал экипаж команды United Autosports: Оливер Джарвис, Биджой Гардж, Нолан Сигель. Вечером субботы их отбросило далеко назад, когда Сигель схлопотал штраф drive-through за контакт, но сложные погодные условия позволили экипажу нивелировать потери, а прекрасный темп утром — выйти в лидеры. Затянувшийся последний пит-стоп не помешал победе англо-американского экипажа.
United Autosports
Второе место в LMP2 занял экипаж польской команды Inter Europol Competition: француз Клеман Новалак, поляк Якуб Смеховски (победитель прошлогоднего марафона в своём классе) и молодой гонщик из Нижнего Тагила Владислав Ломко, выступающий с гренадской лицензией. Прокол колеса вечером субботы отбросил их на круг назад, но они смогли отыграть потери.
Inter Europol Competition
Важное нововведение в этом году касается категории «Гран-Туризмо» — то есть машин, созданных на основе серийных спорткаров. Чемпионат WEC перешёл на новые техтребования, заменив автомобили класса GTE — дорогие и мало где используемые — на спорткары класса GT3. Они тоже очень дорогие, зато крайне популярны в гонках GT по всему миру, и выбор брендов — колоссальный. Вот и среди участников Ле-Мана удивительное разнообразие: Aston Martin Vantage AMR GT3 Evo, BMW M4 GT3, Chevrolet Corvette Z06 GT3.R, Ford Mustang GT3, Ferrari 296 GT3, Lamborghini Huracán GT3 Evo 2, McLaren 720S GT3 Evo, Lexus RC F GT3, Porsche 911 GT3 R.
Ferrari
Победу в классе LMGT3 одержал экипаж команды Manthey EMA на Porsche 911 GT3R под номером «91» — австриец Рихард Литц, голландец Моррис Шуринг и австралиец Яссер Шахин.
Michele Scudiero / Drew Gibson Photography / Porsche
На вторую позицию, несмотря на недостаток скорости и проблемы с настройкой мотора, удалось заехать гонщикам Team WRT на BMW M4 — это опытнейший бразилец Августо Фарфус, индонезиец Шон Гелаель и англичанин-любитель Даррен Леунг. «Когда в последние полчаса на трассу обрушился дождь, я решил: сейчас главное добраться до финиша и экономить топливо, чтобы избежать лишнего пит-стопа» — рассказывал Фарфус. От победителей на Porsche они отстали на круг.
Gary Parravani / www.xynamic.com / BMW Group
Очень довольны третьим местом фордовцы: их [Mustang GT3](https://motor.ru/news/ford-mustang-gt3-09-06-2023.htm) в дебютном Ле-Мане принёс «бронзу». Спорткар построен канадской инжиниринговой компанией Multimatic — постоянным гоночным партнёром Ford. Команда Proton Competition выставила на старт три Мустанга. На подиум попал экипаж номер «88» — норвежец Дэннис Олсен, датчанин Миккель Педерсен и итальянец Джорджио Рода. Их коллеги под 77-м номером — четвёртые.
Nick Dungan / Drew Gibson Photography / Ford Media

Легендарной гонке «24 часа Ле-Мана» в прошлом году исполнился ровно век. И на сто первом году всё идёт лучше, чем когда-либо. В минувшие выходные мы увидели на трассе рекордное число участников. И невиданную конкуренцию: целых девять экипажей спустя сутки соревнований пришли к финишу в одном круге. Судьба «золота» решалась вплоть до последних минут гонки! И интерес болельщиков — тоже рекордный: посетителей на трассе было примерно на треть больше, чем обычно. Редакция «Мотора» предлагает вам посмотреть подборку фотографий с гонки.